На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста сегодня стоит особенно остро. Этой проблемой должны заниматься не только дошкольные образовательные учреждения, но и прежде всего родители. Задача воспитателя – показать родителям необходимость воспитания экологической культуры, так как именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, одновременно осознавая неразрывность с ней. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, у детей формируются навыки взаимодействия с окружающим миром.
Совместная деятельность родителей с детьми является основополагающей в формировании экологической культуры у дошкольников. Зачастую дети берут пример со своих родителей и, вырастая, ведут себя так, как когда-то вели себя они.
Начиная работу по взаимодействию с семьей в экологическом воспитании дошкольников, нами были проведены беседы с детьми и анкетирование родителей с целью изучения интересов семьи, организации деятельности семьи в выходные дни. На основе анализа мы разработали план мероприятий по привлечению родителей к экологическому воспитанию детей. План составлен таким образом, чтобы мероприятия отвечали интересам и потребностям семьи и ДОУ. В план, помимо консультаций, материалов педагогической пропаганды и родительских собраний, мы включили такие интерактивные формы работы с родителями как совместные экскурсии, практикумы, природоохранные акции, игровые тренинги на тему экологии и экологических знаний.
Принимая участие в экскурсиях, экологических акциях и других мероприятиях, родители непосредственно включаются в образовательный процесс ДОУ, что является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей являются экскурсии в природу. Как правило, в нашей группе организуются совместные экскурсии с семьями воспитанников один раз в три месяца. Совместно с детьми и родителями мы организовали экскурсии в осенний и зимний лес, на летнюю полянку.
Во время проведения экскурсий в природу решались следующие задачи:
-закреплять знания детей о характерных особенностях природы в разное время года;
- развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве;
- расширять активный словарь детей,
- воспитывать любовь к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
- способствовать сплочению между родителями и детьми.
Наши экскурсии не спонтанные, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Организация экскурсии имеет свой алгоритм, который включает:
- подготовку к экскурсии – происходит ознакомление детей и взрослых с темой экскурсии, а также теоретическими материалами по теме, решается организационный вопрос, проводится инструктаж детям и родителям о правилах безопасности в лесу в разное время года (например, беседа о переохлаждение организма, «Безопасность на прогулке в холодное время года», «Опасности в лесу»).
- Проведение экскурсий. Экскурсионная программа включала в себя следующие этапы:
- беседа о природных явлениях, происходящих в лесу;
- коллективное наблюдение (используются такие приемы как загадки, вопросы, стихи о временах года, природе, животных леса. Подвижные игры, которые способствовали познавательной активности: «Посмотри на право, посмотри налево», «Угадай по описанию»).
- самостоятельные наблюдения детей и родителей за природой в лесу;
- совместные природоохранные мероприятия (сбор веточек ели и сосны, шишек, для украшения группы, изготовления поделок; кормление белочек).
- Прощание с лесом (проведение экологических игр: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три, к елке беги»)
- Беседа о содержании экскурсии в группе на основе фотографий с места проведенной экскурсии.
Родители сначала настороженно отнеслись к нашей первой экскурсии. Результаты превзошли все наши ожидания. Родители сдружились, все получили массу положительных эмоций.
На сегодняшний день родители стали активнее при взаимодействии друг с другом, заметно их заинтересованное участие в образовательном процессе.
По своей инициативе решили ежемесячно выпускать групповые газеты на тему: «Экологическая безопасность нашего родного города», поступили предложения продолжить традицию экскурсий в лес и весной, и летом. Продолжать кормить лесных животных и птиц.
В сентябре 2016 г. воспитанник нашей группы со своей семьей пригласили ребят, родителей и нас, педагогов, к себе в контактный домашний зоопарк у себя на подворье. Как удивились воспитанники нашей группы, когда узнали, что для них запланирована такая необычная и интересная экскурсия. Дети познакомились с большим количеством самых разнообразных домашних птиц и животных. В контактном зоопарке дети не только наблюдали за животными и птицами, но им также предоставлялась возможность покормить животных, погладить, поиграть с ними, что очень важно для детей.
Главной целью этой экскурсии являлось воспитание гуманного отношения к животным, формирование у детей желания ухаживать за животными, оберегать их. Экскурсия сопровождалась интересной беседой Мишиной мамы – экскурсовода этого зоопарка. Родители увидели, что в общении с родной природой формируются основы экологического воспитания наших детей, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства - бережного отношения к родной природе.
Еще одним из условий формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста являются социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только теоретические), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной. Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
Одна из таких акции была посвящена «Дню птиц». Акция проводилась с 1 ноября по 22 ноября 2016 г. Целью акции являлось формирование экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции мы провели с детьми беседы о зимующих и перелетных птицах, просматрили видеоролики о том, где и как птицы переживают холодную зиму, в ходе этих мероприятий дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Наши ребята создавали поделки из пластилина, листовки с просьбой покормить птиц! Совместно с родителями мы изготовили кормушки, заготовили корм. Главный результат акции – участие всех детей и родителей группы в развешивании кормушек и листовок в м-р Абрамово для того, чтобы помочь птицам перезимовать.
В преддверии новогодних праздников 2016 г. в нашей группе проходила природоохранная акция«Елочка, елочка, зеленая иголочка».
Акция проводилась с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.
В рамках проведения акции была организована выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создавали поделки главного атрибута Нового года – елочки. Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома и в группе).
В преддверии нового 2017 г. мама Карины привезла нам маленькую голубую ель. На протяжении всей зимы мы с ребятами будем ухаживать за елочкой, чтобы весной высадить ее на наш участок.
В нашем детском саду экологические акции проходят в течение всего учебного года. Такие акции, как«Посади дерево и сохрани его» служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Цель акции: расширение экологического кругозора среди дошкольников и их родителей, вовлечение их в решение экологических проблем нашего края, воспитания у них бережного отношения к природе. В акции участвовали родители и дети нашей группы. Родители активно и с радостью включались в процесс высаживания кленов. Ура! У нас на участке высажено два клена!
Также одна из наших воспитанниц со своей мамой принесли в группу желуди. Ребята с интересом их рассматривали, изготавливали из желудей и пластилина различные поделки, наблюдали за тем, как желуди давали ростки. Проросшие желуди мы решили высадить в землю и вырастить дуб в горшочке, затем весной облагородить территорию детского сада таким редким деревом.
Мы с ребятами и родителями решили, что будем продолжать облагораживание и озеленение нашего участка и территорию детского сада.
В итоге в нашей группе прошла выставка рисунков «Осеннее дерево».
Весной 2016 года в Березниках проходила экологическая акция по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву-2016».Она была приурочена к проведению Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». В акции участвовали сотрудники дошкольного учреждения, дети, родители. В течение двух недель, дети и родители приносили макулатуру в детский сад. Все очень активно и с радостью включились в процесс. Благодаря такой поддержке результаты акции превзошли все ожидания. Мы собрали 192 килограмма бумаги, которые отправились вместо свалок на переработку. Ура! Мы спасли 4 дерева!!!
Мы с детьми и родителями решили, что будем «покровителями леса» и продолжим акцию по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву» и в следующем году.
Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей и родителей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Сегодня мы уверены – работа эта нужная и важная, рано или поздно она даст свои положительные результаты.