Народная культура – это многовековой опыт народа, вместивший в себя нравственные устои, художественные, эстетические и духовные ценности. Это традиции, обычаи, обряды, верования, определяющие самобытность и уникальность русской нации. Актуальность формирования духовно-нравственных ценностей у современных детей связана с культурными традициями русского народа и родного края, способностью возродить преемственность поколений, передать молодым знания, духовный опыт, который поможет нашим воспитанникам ощутить себя носителями великой русской культуры. Без знания прошлого – нельзя знать и понять будущее. В данной статье представлена разработка урока, целью которого является изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Учебные задачи:
- формировать интерес к истории своего народа;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, самовар, ступа);
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Метапредметные задачи:
- развитие умения использовать разные способы информации и работать с ней;
- развитие мышления: сравнение и синтез обобщения.
Предметные задачи:
- учить грамотно формулировать речевые высказывания;
Ход занятия
Ведущий 1:Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на праздник!
Сегодня мы познакомимся с внутренним убранством русской избы, услышим традиционную песню жителей Смоленской области, посвященную встрече гостей.
Ведущий 2: Как в старину, так и в современное время у каждого человека должен быть свой дом. Поговорим мы сегодня на занятии о простой крестьянской избе, ее обстановке.
Ведущий 1: Милости просим к нам в гости в музей Русской избы.
Исполнение песни «Гости ж мои, гости ж мои,
Погуляйте вы у меня,
Побеседуйте у меня!
Я ж вам, гости, я ж вам гости,
Да вола завалю,
Да вола завалю!...
Как в старину, так и в современное время у каждого человека должен быть свой дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше. Или лучше дома своего нет на свете ничего» - (ответы детей)
- Ребята, вспомните, какие народные пословицы существуют о Доме? (ответы детей)
- Когда мы входим в современный дом, что мы видим ? (ответы детей).
- А сегодня мы с вами совершим путешествие в простую крестьянскую избу.
Ведущий 2:- Ребята, на что мы обращаем внимание? - На икону (ответы детей)
- А как вы думаете, как называлось это место? «Красный угол»? (ответы детей)
- А почему? (ответы детей)
Ведущий 1:Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами.
Ведущий 2: А так как дома на Руси строили деревянные, то невозможно было себе представить существование избы в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого русского дома. Добрая печь и накормит, и обогреет, и спать уложит.
Ведущий 1: Русская печка должна быть большой и теплоёмкой, долго хранить тепло и иметь удобный доступ, как для закладки дров, так и для приготовления пищи. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши.
Ведущий 2:Ребята, а знаете ли вы, до XIII века избы на Руси были курными, то есть без печной трубы. Отапливали их с помощью курной печи, без отвода дыма, то есть топили по-черному. Дым выходил на улицу просто через дверь, и оседал толстым слоем копоти на потолке. Русские выражения: дым столбом, дым коромыслом - родом из того времени, когда по форме дыма, валящего из дверей русских изб, судили о предстоящей погоде.
- Ребята, в какой сказке печка помогла маленьким героям? (печка в сказке "Гуси-лебеди", предложила Аленушке спрятаться в печном устье, это было привычным делом для героини Алёнушки.)
Отгадайте загадку:
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
- А как еще использовались печи?
- Особо крупные печи использовались, в том числе и для того, чтобы помыться: после растопки пол очищали, выметая тщательно золу и выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на чем? - На деревянной лопате.
Ведущий 1: А кто знает, что такое полати? (варианты ответов детей)
Полати, это приподнятые полки-лежанки для спанья, расположенные обычно между стеной дома и печью, либо между углом двух стен и печью. Обогрев полатей - тоже задача печи.
Летом, когда печь для обогрева не топится, на полатях сушили овощи и фрукты. В зимний же период, нет лучшего места для сна, чем на теплых, от долго остывающей печи, полатях.
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы рассматривайте слайды:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
А вот это лапоточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка
Ведущий 2: Из истории утюга: был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. Наиболее близкий предшественник современного утюга - сковородка, а точнее, жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: `Федул, чего губы надул? Кафтан прожег`? Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.
Загадка: Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Загадка: Чем больше кручусь,
тем больше толстею (веретено).
Ведущий 2: А какая изба не славилась самоваром?! Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. (слайд 7).
Загадка:Выпускает жаркий пар
древний чайник (самовар)
Ведущий 1:В русских народных сказках Баба Яга на чем летает? И чем погоняет? (в ступе, пестом погоняет), вперед метлой дорогу разметает». А для чего нужна была ступа? (ответы детей).
Ступа с пестом. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
Ведущий 2: Вы видите жернова. Тогда это были небольшие мельничные приспособления, приводимые в ручную, или жернова крутили домашние животные волы, лошади, ослы. Всего в мельнице два жернова. На них нанесены радиальные канавки, примерно от 6 до 12 штук (глубина канавки варьируется от 15 до 20 миллиметров), предназначенные для отвода муки
Ведущий 1: А это - серпы. Серп - ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур жатва хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).
Подведение итогов урока. Ребята, сегодня мы с вами совершили экскурсию в былые времена, услышали историю возникновения предметов из домашнего обихода. В нашем краеведческом уголке вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины, подержать их в руках, прикоснуться к истории. Спасибо за внимание!