Полный текст статьи
Печать

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих учителей, педагогов и родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Современная педагогика выделяется четыре основных направления работы с одаренными детьми:

  1. Ускорение. Оправдано лишь по отношению к обогащенному и углубленному учебному содержанию (творческие мастерские, интенсивные курсы, летние и зимние интеллектуальные смены и др.)
  2. Углубление. Практика обучения одаренных детей в классах и школах с углубленным изучением дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для развития детей и др. Одновременно перед нами встает вопрос – а что делать, если ребенок живет далеко от центра, в котором есть такие школы, или не существует школ с углубленным изучением такого предмета, как вышивка? На помощь таким детям приходит как раз наше дополнительное образование, которое является мощным ресурсом для творческих детей. Для таких детей возможна организация индивидуального образовательного маршрута или, как показал наш опыт работы в объединениях декоративно-прикладного творчества и в фольклорном коллективе «Иволга», обучение в творческой мастерской, где под руководством педагога старшие дети на занятиях в смешанных группах помогают и обучают младших товарищей. При правильной организации процесса одаренный ребенок получает мощный заряд развития, что поможет ему в будущем.
  3. Обогащение. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных: научно-исследовательская и проектная деятельность, применение ИКТ – технологий, и, как следствие, развитие коммуникации; технологии модульного и программируемого обучения. Что такое модульная программа – знают если не все, то большинство присутствующих. Программированное обучение - это метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В СССР элементы программированного обучения можно обнаружить, например, в работе Центрального института труда.

Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений. Микроэтап, шаг программы, состоит из трех частей: предъявление логически завершенной дозы учебной информации; задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.

4. Проблематизация. Личностное развитие учащихся – на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

 Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Наша с вами деятельность по сопровождению развития одаренного ребенка должна иметь комплексный характер и включать в себя несколько компонентов:

- методическое сопровождение. Данное сопровождение выстраивается с учетом всех особенностей одаренного ребенка. Главными задачами методического сопровождения являются определение приоритетных направлений работы и корректировка составляющих элементов работы по индивидуальному образовательному маршруту.

- медико-социальное сопровождение позволяет решить следующие задачи: формирование адекватной самооценки детей; охрана и укрепление физического и психического здоровья; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников. Данное сопровождение направлено на развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одарённых детей.

-  Психолого-педагогическая диагностика помогает выявить способных и одаренных детей. Здесь можно использовать различные приемы: наблюдение, тестирование. Большую роль в данной диагностике играет интуитивный опыт, который позволяет заметить одаренных детей, а также обобщённые наблюдения всех педагогов, работающих с данным ребенком.

- Воспитательная работа связана с ориентацией детей на сопоставление критериев добра и зла, конкретизацией нравственных норм в реальной жизни. Ведь у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в толковании событий и явлений, и это нередко вызывает проблемы в общении со сверстниками, так как они не всегда понимают, что восприятие мира у всех разное. Здесь очень важно использование воспитательного потенциала занятия и сотрудничество педагога с педагогом психологом.

- Работа с родителями – еще один важный компонент. Информирование родителей о целях и задачах   обучения и воспитания одаренных детей позволяет более грамотно выстроить работу на всех этапах. Необходимо создание атмосферы общности интересов педагогов и родителей в процессе деятельности, а также активизация и обогащение воспитательных умений родителей через анкетирование, беседы, лекции.

Наше государство не остается в стороне в вопросах воспитания и поддержки одаренных детей. Хочется обратить внимание на два важных государственных документа:

- Постановление Правительства Российской Федерации № 1239 от 17 ноября 2015 г. "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития".

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2016 г. № 424 “Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности”

В соответствии с данными документами в России будет функционировать единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся. Согласно п. 6 Приказа, в информационном ресурсе размещаются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка и дата его рождения;

реквизиты документа, удостоверяющего личность ребенка;

наименование организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучается ребенок (при наличии);

о получении ребенком образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования) (при наличии);

наименование образовательных программ, по которым обучается ребенок (при наличии);

об обучении ребенка по индивидуальному учебному плану в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии);

об индивидуальных достижениях ребенка по итогам участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, подтвержденных соответствующими документами, выданными организаторами указанных мероприятий.

Постановление Правительства № 1239 направлено в первую очередь на адресную поддержку одаренных детей: прописан порядок формирования списка рейтинговых мероприятий, на основании которых выявляются одаренные дети, дальнейшие шаги по поддержке талантов. Позвольте процитировать выдержку из данного постановления:

«П. 11 Поддержка и сопровождение развития одаренных детей, являющихся победителями и призерами мероприятий, осуществляется организаторами мероприятий в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации об образовании полномочиями при участии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых эти одаренные дети получают образование, включая дополнительное образование, в следующих формах:

а) обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;

б) профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;

в) содействие в трудоустройстве после окончания обучения;

г) психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;

д) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Как сказал великий Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».