Полный текст статьи
Печать

Сегодня очень важной является проблема патриотического воспитания нашей молодежи. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, индивидуализм, неуважительное отношение к традициям, истории, культуре своего народа. Поэтому, работая со студентами над режиссерскими этюдами,  мною было решено, параллельно подготовить поэтический спектакль ко Дню Победы и дать возможность  студентам первого года обучения поработать  над высокой патриотической темой.

Как выяснилось, многие студенты очень мало знали о той страшной войне, о героях Великой Отечественной. Некоторые не знали,  кто из родственников воевал на фронте. Чем дальше  уходит от нас война, тем меньше  остаётся  живых её участников и свидетелей и  дороже становится для нас  память  об ушедших людях.

Студентами ГБПОУ «СОУКИ»  была проведена огромная работа по изучению действительности военного времени. Были прочитаны рассказы, повести, стихи о войне,  просматривались художественные,  документальные фильмы, изучались  документы (заявления добровольцев,  желающих защищать свое Отечество, письма с фронта, фотографии солдат), подбор поэтического материала – стихи Р. Рождественского, С. Гудзенко, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и других поэтов,

Студенты провели  большую поисковую  работу в своих семьях  и в семьях родственников, изучили семейные архивы и нашли фронтовые письма, похоронки, фотографии родственников, воевавших на фронтах  Великой отечественной войны.

В результате   соединения  найденных  и изученных  материалов и документов обучающимися   на специальности  51.02.01   Народное художественное творчество (по видам),вида: Театральное творчество  была создана литературно-сценическая  композиция «Память сердца».

В процессе работы  над  композицией  у студентов формировались следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно – творческих задач.

 Согласно требованиям современного рынка труда  будущий руководитель  самодеятельного творческого  коллектива в  процессе обучения и освоения  соей профессии  ставит перед собой следующие задачи:

  1. Овладение профессиональными умениями и навыками;
  2. Накопление профессиональных знаний;
  3. Формирование  общих и профессиональных компетенций;
  4. Формирование гражданских, нравственных убеждений, художественного вкуса, культуры.

«В чем творчество актера, режиссера?» «В богатстве души и способности показывать это богатство» - говорил Е.Б. Вахтангов. Действительно,  в творчестве, как ни в одной другой сфере человеческой деятельности, ярко проявляются личные качества человека-творца» [2, С.34].

«Сцена – как книга, белый лист бумаги, может служить возвышенному, так и низменному, что на ней показывают, кто и как на ней играет» - говорил К.С. Станиславский [8, С.17].

Основатели  МХАТ считали, что нравственное воспитание – это необходимая часть профессионального воспитания. И сегодня вопросы мировоззрения режиссёра, его духовный мир, его активная жизненная позиция, участие в жизни общества, уважение к истории страны, любовь к своему Отечеству – все это очень важно в подготовке руководителя театрального коллектива.

Жанр «литературная композиция» открытый еще в 30-х годах. Он является интересной формой литературно-поэтического спектакля, драматургию которого составляет сценарий, созданный по законам литературного монтажа В. Яхонтова. Речь идет об использовании монтажа как метода художественного мышления;  монтажа  как  искусства сопоставления, близкого законам поэзии, ее метафорической  образности.

Работа над литературной композицией – это сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь большую роль играет и выбор темы литературного материала, его отбор, умение компоновать текст, воплотить его на сценической площадке и, конечно, художественный вкус  человека-творца. Существуют различные жанры литературных композиций: литературно – музыкальные композиции; литературно – документальная композиция; литературно – драматическая; музыкально – поэтическая композиция; литературно – публицистская, в которых используется разный литературный материал: поэзия,  проза,  факты, документы,  письма.

Композиция «Память сердца» - это литературно – сценическая композиция по жанру, драматургия которой состоит из поэтического, документального, прозаического, музыкального материала. Литературно – сценическая композиция это особый синтетический жанр, это сплав искусства художественного чтения и искусства театра, выразительных средств  чтеца и театрального искусства.

 Важное место отводится слову при любой театрализации. Огромное значение в раскрытии замысла имеют выразительные средства театра (сценическое действие, построение мизансцен, создание атмосферы, верного сценического темпо-ритма), а также художественные компоненты театра (световое решение, музыка, костюмы, пластика, художественное оформление, аксессуары, реквизит).  Но главное, что должно быть в поэтическом спектакле, это отношение и вера исполнителей в те события, в которые они погружаются, т.е. актерское исполнение.

Драматургия  композиции состояла  из эпизодов: «Память сердца», «Мечты», «Война», «Проводы на фронт», «Передовая», «Письма с фронта», «Ожидание», «Воспоминания о мирной жизни», «Снова бой», «Зенитчицы», «Память это – мы».

В поэтическом спектакле было много  музыкального материала: песни Б. Окуджавы «До свиданья  мальчики»,  знамениты  советские  песни «Огонёк» (слова    М. Исаковский, музыка  композитора  М. Блантера),  песня «Землянка» (слова  В. Суркова,  музыка К. Листова), «Журавли» Я. Френкеля, военные марши, вокализ композитора, народного  артиста  России    М. Таривердиева и др.

При сценическом решении учитывались следующие  принципы театрализации: условность, лаконичность выразительных средств, образность, метафоричность, искренность, правдивость  в актерском исполнении.

Работая в таком спектакле как «Память сердца» исполнители не могут притвориться, прикрыться ролью – невозможно. Поэтический театр обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой, и он сам актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо – героя спектакля, в данном случае непосредственного участника тех страшных событий. Действие композиции – это путь исследования фактов, документов трагических дней войны, свидетельств мужества, величия духа солдат на передовой, которые победили в этой страшной войне. Ход развития композиции подводит к мысли о противоестественности, чуждости всему живому той страшной чумы, имя которой фашизм – это с одной стороны. А с другой - вызывает чувства гордости, благодарности к героям войны, о которых мы должны всегда помнить.

Работа для  студентов 1 курса,   не обладающих  большим опытом сценического выступления и актёрского мастерства, сценического движения, и сценической речи была очень  сложной.  Все эпизоды  решались актёрски, поэтому от исполнителей  требовалась вера  в предлагаемые обстоятельства, в события поэтической  и документальной драматургии. В спектакле были использованы   следующие  выразительные средства театра (мизансцены, атмосфера и темпоритм в каждом эпизоде, хоровое чтение и др.), а также  все художественные  компоненты (свет, музыка, художественное оформление- образное, условное; элементы костюма, реквизит). Во всех эпизодах  композиции  студенты действовали  органично, эмоционально, убедительно, веря в то, что с ними происходит. Они не читали стихи о войне, а были участниками тех боёв и произносили текст от лица  тех солдат, которые участвовали в сражениях. Самым трогательным, волнующим  кульминационным моментом стал  эпизод «Память – это мы», где солдаты  стали сегодняшними  студентами. На экране зрительного зала с помощью мультимедийных средств демонстрировались  фотографии  прадедов студентов и каждый участник спектакля говорил: «Мой прадед (называя фамилию, имя, отчество) погиб под Ленинградом» или «погиб освобождая Польшу», или  «пропал без вести на Курской дуге»,  или «мой прадед воевал  на фронтах Великой отечественной   войны». Так каждый студент говорил о своём прадеде.  В финале  литературно-сценической композиции  исполнители  говорили  о Великой Победе и возлагали цветы  к  вечному огню, к вечной памяти.

Глядя на взволнованные, одухотворённые лица  участников спектакля  лица участников спектакля «Память сердца» можно было понять, что работа над композицией  была необходимой  и полезной , как в плане профессиональном , так  и в духовном, нравственном, воспитывая у молодёжи  гражданские патриотические чувства. Хочется верить, что работа  над этой композицией изменила их отношение к истории России, тем героическим дням. Они по настоящему теперь поняли и оценили подвиг тех , кто сражался на фронтах Великой отечественной войны и кому они обязаны  жизнью и своим будущим.

Долг будущего руководителя   самодеятельного  творческого  коллектива быть проводником  высоких нравственных  и идейных  принципов. К.С. Станиславский  говорил, обращаясь к молодёжи: «Решайте же ради чего вы пришли на сцену» Это «ради чего»- ваш главный двигатель и путеводитель. Мы будем называть это сверхзадачей. Думайте  постоянно о сверхзадаче вашей жизни» [2, С.38].