Полный текст статьи
Печать

Школьная служба примирения один из частных методов ювенальной юстиции, как метод разработан и прошел апробацию в Новой Зеландии, США, Великобритании, а с 2001 года и в России.

Цель создания служб примирения в условиях школ: профилактика правонарушений и развитие восстановительного способа реагирования на конфликты в школьной среде. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации.

  Школьная среда является конфликтогенной средой и это не всегда имеет отрицательный аспект. Конфликт в общем виде, обобщая сотни существующих определений – это противоборство сторон, противоречия, столкновение мнений, целей, интересов. Существует также мнение, что без конфликтов невозможно дальнейшее развитие. Школьная среда считается стрессовой (высокая учебная нагрузка, возрастные кризисы, в том числе подростковый и т.д.). Нередко это и становится причиной конфликтов между участниками образовательного процесса. Конфликты могут быть разного уровня, большие и малые. Нередки случаи, когда конфликты в школьной среде заканчиваются физической расправой. Важно научить детей и взрослых достойно выходить из конфликтной ситуации, делать собственные выводы о своих проступках и учиться достигать договоренностей, согласия между собой. По итогам исследования, проведенного центром «Судебно-правовая реформа», которая также является инициатором и методическим центром школьных служб примирения в России, зачастую в школах мы, взрослые, «присваиваем» конфликт детей, не давая им самим «прожить» поэтапно путь от проступка, правонарушения до принятия ответственности на себя, за свой проступок.

  Типичные способы реагирования в школе на конфликты с причинением вреда (обиды) и деяния преступного характера несовершеннолетних:

- административный (ориентированный на наказание);

- направление к психологу или социальному педагогу;

- «стрелки» среди подростков;

- замалчивание.

Школьная служба примирения является альтернативой способам урегулирования конфликтных ситуаций. Зачастую в службу обращаются после того, как прошли все этапы от Совета по профилактике до педсовета или заседания Комиссии по делам несовершеннолетних. Иногда, именно в Службе примирением сторон заканчивается конфликт, который не смогли урегулировать на других уровнях другими методами.

 Эффективность обращений в школьную службу примирения высока так, как действует метод сверстник-сверстнику, обе стороны всегда будут выслушаны, учитываются их интересы, потребности, инициируется самостоятельный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Поэтому так важно, при создании и работе Службы, в обязательном порядке проходить обучение, обмениваться информацией между Службами в других школах, проводить «супервизии» (рефлексия, анализ, обмен мнениями между медиаторами по проведенной встрече).

Внедрение школьных служб примирения помогает решать проблемы конфликтов в детской среде. Также метод «сверстник-сверстнику» (ведь медиаторы – сами дети) обучает принципам восстановительного подхода:

— восстановление способности понимать друг друга;

— ответственность обидчика;

— исцеление жертвы (если в ситуации была жертва); 

— принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;

— создание условий для не повторения подобного в будущем;

— участие значимого социального окружения в нормализации ситуации. 

  В качестве эксперимента весной 2011 года в Республике Саха (Якутия) были выбраны методом добровольного участия 10 школ, представители которых прошли обучение основам проведения медиаций (переговоры с участием нейтральной стороны для достижения согласия между конфликтующими сторонами) в г.Чебоксары, Республика Чувашия. Одной из школ была МОБУ СОШ №12 городского округа «город Якутск». С сентября 2011/12 учебного года приказом директора был назначен куратор школьной службы примирения – социальный педагог. На подготовительном этапе проводилась работа с документацией, были внесены изменения в Устав образовательного учреждения, принято Положение школьной службы примирения, в котором прописаны цели, принципы и задачи школьной службы примирения, план работы на учебный год, разработана форма отчетности. Дальнейшим шагом стал набор детей в службу. Методом анкетирования были выбраны 4 ученицы старших классов (8-10 кл.), у которых были выявлены необходимые качества (высокая эмпатия, авторитет среди учащихся) и желание работать в службе.

  Далее куратором была проведена работа по командообразованию, сплочению коллектива. Были проведены обучающие тренинги и занятия с детьми волонтерами. Первые медиации (встречи) были проведены совместно с куратором далее медиаторы (дети-волонтеры) проводили сами.

 

Статистика за период с 2011 года говорит о том, что несмотря на огромное количество времени, которое посвящается работе только школьной службы примирения, а это и отчеты, обучающие тренинги, участие в городских мероприятиях, проведение самих медиаций, семинары для учителей, для учащихся есть положительная динамика: показатель снижения количества детей, состоящих на внутришкольном учете. В 2011г. на внутришкольном учете состояло 11 учащихся, в 2012г. - 9, 2013г. – 7, 2014г.  - 6, 2015г. – 9 учащихся. Здесь необходимо отметить, что показатель состоящих на внутришкольном учете детей никогда не являлся основным показателем эффективности работы школьной службы примирения.

В основном обращения в службу поступали от классных руководителей, которым становилось известно о конфликте в классе, и они обращались к медиаторам или куратору. За все время существования школьной службы примирения было рассмотрено более 20 конфликтных случаев. В основном причинами обращения были межличностные конфликты, а также: драки, кража телефона, конфликт между учителем учеником, конфликт внутрисемейный.

Половина медиаций была проведена в присутствии куратора или самим куратором, около 10 медиаций проведены самими медиаторами.

Достижения и успехи школьной службы примирения:

- 2 место в республиканском конкурсе «Лучшая школьная служба примирения» 2013 год;

- выступление в СМИ (региональный канал);

- проведение обучающего семинара для участников курсов повышения квалификации Института развития образования.

За период с 2011 года куратором было проведено 5 обучающих семинаров, детьми-волонтерами – 6.

Основным показателем эффективности работы школьной службы является повышение количества обращений в первые годы, так как появился новый метод решения конфликтов, как альтернатива существующим (педсовет, заседание Совета по профилактике и т.д.), а также отсутствие случаев повторного возврата дела в службу. Немалым достижением также является высокая активность детей-волонтеров в деле пропаганды принципов школьной службы примирения, сами являясь носителями они также ретранслируют идею и принципы восстановительного подхода в жизни, обучились основам психологии (на тренингах детей обучают психологическим приемам ведения беседы, поддержания разговора, снятия напряжения и т.д.).

За время работы в Службе детьми медиаторами были достигнуты результаты как формальные (грамоты, дипломы, сертификаты) так и личные (опыт проведения медиаций, повышения уровня самооценки, значимости в глазах учителей, детей).

Для успешной работы школьной службы примирения исходя из опыта, полученного в СОШ №12 необходимы условия такие как:

- одобрение и поддержка администрации школы;

- сертифицированное обучение куратора и детей медиаторов в Центрах медиации региональных и центральных;

- постоянное и налаженное взаимодействие между региональным Центром медиации и школьной службой;

- методическое обеспечение.

Инициировать создание школьной службы примирения в своем образовательном учреждении или нет является правом администрации школы, но анализ опыта работы успешных Служб примирения говорит о том, что внедрение альтернативного метода реагирования на детские конфликты имеет положительные результаты для всего образовательного учреждения в целом.