Школьная служба медиации как способ конструктивного разрешения конфликтов в школьном пространстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романова Т. В. Школьная служба медиации как способ конструктивного разрешения конфликтов в школьном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 661–665. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96040.htm.
Аннотация. Статья посвящена школьной медиации как одному из конструктивных способов разрешения конфликтов в школьном пространстве. С 2011 года в России в 15 регионах действует 615 школьных и 61 территориальная служба примирения, с каждым годом это число растет. Деятельность медиатора направлена на нормализацию и оптимизацию отношений между конфликтующими сторонами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Романова Татьяна Владимировна Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимир, Магистрант.tatka19071994@mail.ru

Научный руководитель доцент, к.п.н. Данилова М.В.

Школьная служба медиациикак способ конструктивного разрешения конфликтов в школьном пространстве

Аннотация. Статья посвящена школьной медиации, как одному из конструктивных способов разрешения конфликтов в школьном пространстве. С 2011 году в России в 15 регионах действует 615 школьных и 61 территориальная служба примирения, с каждым годом это число растет. Деятельность медиатора направлена на нормализацию и оптимизацию отношений между конфликтующими сторонами. Ключевые слова:Медиация, конфликт, школьная служба примирения, медиатор.

В школьном пространстве часто происходят конфликты разного характера и сложностимежду субъектами образовательного процесса:учениками, учителями, учениками и учителями, родителями и учителями и т.д. Зачастую модель поведения, выбранная для разрешения какоголибо конфликта, не оказывается действенной, а не разрешенные проблемывлекут за собой всеновые и новые конфликтные ситуации и негативные последствия. Н.А. Мельникова определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия». При этом субъектом конфликтного взаимодействия могут выступать отдельный человек, люди или группы людей[1,с.27]. Е.А. Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом[2,с.4].Большая часть не в состоянии конструктивноразрешитьконфликты, происходящие на протяжении их жизни в школе и за еепределами. Для большинства подростков «решением» их проблем являются словесные пререкания, драки,уход в себя и т.д. На наш взгляд, выше перечисленные способы неприемлемы для разрешения конфликтов и сложных ситуаций.Поэтому необходимо показать учащимся, что есть болеегуманные и эффективные способы и технологии урегулирования и разрешения конфликтов, например, медиация, котораяс успехом применяется во многих странах.

Медиация –это технология урегулирования конфликта с участием третьей стороны. Специалист, который владеет данной технологией и осуществляет эту процедуру, является медиатором. Деятельность медиатора направлена на нормализацию и оптимизацию отношений между конфликтующими сторонами. Основная его задача –организация переговоров между конфликтующими сторонами [5, с. 55]. Первые попытки применения медиации в школе были предприняты в начале 1980х гг.в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира. Впервые метод медиации в нашей стране был апробирован в 2002 г. в одной из московских школ, что послужило началом деятельности школьных служб примирения в России. В 2010 г.фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребенка». По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на 2011 год в 15 регионах России действует 615 школьных и 61 территориальная служба примирения[3].Актуальность создания подобных инициатив отражена в указе Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017»,одним из пунктов которого является организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенкомправонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей[4].Школьная служба примирения –это команда медиаторов, в состав которой входят учащиеся школы и их кураторы. Сами школьникипомогают своим сверстникам и учащимсямладшего возраста в разрешении проблемных ситуаций. Педагог, курирующий школьную службу примирения, практически не вмешивается в саму процедуру, он осуществляет по большей части только наблюдательную функцию. Что касается конфликтов, то их разрешают сами подростки. Выделяют следующие этапы осуществления деятельностис использованием медиации:1.Знакомствос конфликтующими сторонами (с каждым в отдельности), чтобы услышать обе версии происшедшего, разбор материалаконфликта.Важно отметить, что медиатор сначала ведет беседу (интейк)с обидчиком, а потом уже с потерпевшей стороной.2.Многократные встречис каждой из сторон до того момента пока обе стороны не будут готовы к предстоящим переговорам.3.Проведениепереговоров, которыеорганизуютсяи проводятся только ссогласия обеих конфликтующих сторон. Во время переговоров участники приходят к соглашению, которое обязуются выполнять.Основные принципы медиации –это добровольность (никого нельзя заставить прийти на переговоры) и конфиденциальность (медиатор должен обеспечить конфиденциальность как интейков, так и общей встречи сторон). Команда медиаторов может иметь свою группу поддержки, в которую могут входитьучащиеся, не являющиеся медиаторами. Они могутнаправлятьконфликтующих к медиаторам, помогатьс организацией презентаций, в работе с электронными ресурсами, оформлением газеты, листовок, брошюр и т.д.Необходимо информировать родителейо том, что их ребенок вовлечен в работу школьной службы примирения, путем предоставления их письменного разрешения [6, с. 110].

Основными функциями школьной службы примирения являются:

1. Восстановительная восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;2. Образовательная повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;3. Воспитательная (стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений);4. Профилактическая (предотвращение конфликтов) [7 с. 56].Основные направления деятельностислужб школьной медиации:

проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);

профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);

профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении [8].Правовой основойсоздания и деятельности служб школьной медиации являются:1. Конституция Российской Федерации;2. Гражданский кодекс Российской Федерации;3. Семейный кодекс Российской Федерации;4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;6. Конвенция ООН о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.);7. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.;8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров сучастием посредника (процедуре медиации)».Школьная медиация имеет свои довольно четкие границы применения или ограничения:

не все конфликты можно разрешить, используя этот метод;

дети не должны разрешать конфликты между взрослыми (родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п.).Можно выделить ряд условий жизнеспособности службы школьной медиации: 1. Наличие "поля деятельности" достаточно числа конфликтов (зачастую скрываются как самими школьниками, так и педагогами и администрацией).2. Поддержка идеи школьной медиации со стороны:

администрации (особенно директора и заместителя директора по учебновоспитательной работе);

педагогического состава (готовность "поделиться полномочиями" в решении конфликтов детьми, в частности, передача информации о конфликтах в службу примирения).3. Наличие претендента на роль куратора службы (на добровольной основе), который соответствует ряду требований таких, как:

поддержка идеи восстановительной медиации;

готовность (добровольная) осуществлять функции куратора в течении трех лет;

готовность к обучению медиативному методу и проведению медиаций (обучение взрослых, согласно утвержденным Правительством РФ нормам, составляет не менее 120 часов);

имеющий доступ к информации о конфликтных ситуациях в школе;

пользующийся авторитетом у учителей и учеников;

способный отстаивать своё мнение перед администрацией;

способный организовать службу школьной медиации.4. Наличие городской (региональной) ассоциации медиаторов, в которую куратор может обратиться за поддержкой [6с 200]. В настоящее время созрели условия для того, чтобы школьные службы медиации, уже прошедшие этап экспериментальной апробации, стали внедряться повсеместно.Таким образом, технология медиацииспособствуетконструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Медиаторы приобретают ряд необходимых навыков, которые пригодятся им в дальнейшей жизни: коммуникативные, организаторские и т.д., учатся достойно выходить из конфликтных ситуаций. Особенно опытв школьных службах примирениябудет полезенучащимся, у которых есть желание работать в таких сферах, как юриспруденция, педагогика и психология. Именно специалисты из этих сфер чаще всего помогают справлятьсясо сложными ситуациями и разрешать конфликты.Внедрение данной технологии станет новым шагом урегулирования конфликтов в школьном пространстве.

Ссылки на источники1. Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социальной психологии. М –Аллель2000, 2005г., с.27.2. Е. А. Замедлина. Конфликтология. М –РИОР, 2005 г. , с 4.3. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вызовы и стратегии. Выпуск 10. –М.: МОО «Судебноправовая реформа», 20134. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальнойстратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы"// http://base.garant.ru/70183566/

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005, с. 5458.6. Н. Л. Хананашвили, Р. Максудов Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. –168 с.7. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой. –М.: МОО Центр ≪Судебноправовая реформа≫, 2012. –256 с.8. Кривцова А.С., Хухлаева О.В.Служба школьной медиации / Электронная система Образование: "Справочник педагогапсихолога. Школа". 2014. № 2.