Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из главных проблем. В современных условиях она приобретает особое значение. В целом нравственное воспитание понимается как специально организованный процесс становления моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения при их соответствии общечеловеческим социально-культурным и личностным, нравственным ценностям. А нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
В развитии прогрессивных идей нравственного воспитания основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский, высказал мнение о том, что развитие ума, укрепление физических сил обучаемого должны быть подчинены формированию нравственности, составляющей основу воспитания. Такое же мнение имеет И. Гербарт. Он утверждал, что «единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Развитие личности в подростковом возрасте определяется новыми отношениями – потребностью социального самоутверждения. При этом личностное саморазвитие положительно влияет на учебную деятельность. С другой стороны, оно имеет и нравственную значимость, поскольку характеризует особенности отношения растущего человека к выбору профиля обучения. В этом смысле существенную роль занимает необходимость развития, которая осознается подростком как потребность, а также формирует у него своеобразную внутреннюю позицию. Ощущение саморазвития вызывает у школьника чувство удовлетворения и побуждает к дальнейшему развитию. Таким образом, саморазвитие – это активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.
В настоящее время особенно важна воспитательная работа по нравственному воспитанию, которая необходима для гуманизации современной цивилизации, гармоничного сосуществования людей с различными культурными воззрениями. Следует отметить, что процесс развития образования характеризуется с развитием общества, сменой парадигмы образования, глубочайшими системными изменениями образовательного процесса [О.В. Акулова, Р. Барр, д. Тагг и др.]. В этой связи профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления современного образования, достижения им нового качества. В условиях профильного обучения необходим отказ от трактовки образования как процесса, сводящегося лишь к потреблению и присвоению знаний. Учение рассматривается как деятельность продуктивная, творческая, в ходе которой не только усваиваются знания и способы их получения, но и делается установка на создание новых знаний, нового социально значимого опыта. Только при условии профильного обучения повышается у учащихся интерес и активность, стимулирует к анализу своих положительных сторон, недочетов. Так создается действенное педагогическое влияние на их нравственное развитие. Нравственность играет большую роль в стимулировании созидательной деятельности личности.
Н.А. Заруба считает, что профильное обучение – это вид дифференцированного обучения в старших классах, который предполагает углубленное изучение предметов стандарта образования [4.]. В раскрытии сущности профильного обучения заслуживает внимания исследование, проведенное М.И. Губановой [2.]. Раскрывая разновидность профильного обучения, автор отмечает его своеобразие, заключающееся в более демократичной и широкой форме фуркации школы III ступени.
В целом целью профильного обучения школьников, по нашему мнению, является удовлетворение и развитие интереса учащихся в определенной области знаний, углубленное изучение отдельных предметов, подготовка их к осознанному выбору профиля обучения. Указанные тенденции предъявляют современные требования к обучению и воспитанию школьников.
- Максимальное развитие способностей обучающихся.
- Новые требования к личности обучаемого: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к выборам, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций.
Учебная деятельность в процессе профильного обучения нами рассматривается как специфическая деятельность, направленная на овладение обобщенными способами действий на уроках, а также развитие личностных качеств, в том числе и развитие нравственности, познавательных способностей. Таким образом, исследование показало, что содержание, различные формы и методы обучения, ориентированные на раскрытие творческих способностей, развитие личностных важных качеств, создают основу нравственного развития личности.
Кроме этого, следует особо отметить, что профильное обучение имеет следующие предпосылки, способствующие формированию и развитию нравственности личности [7.]:
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- многопрофильность направлений и классов;
- разноуровневость обучения;
- разнообразие профилей трудовой и профессиональной подготовки и т.д.
В нравственном воспитании значительное место занимает трудовое воспитание. Так в системе нравственного воспитания Френэ органически сочетаются трудовая деятельность учащихся и их нравственное формирование. Он считал, что моральный опыт и сознание должны развиваться одновременно в процессе трудового и нравственного общения учащихся. Изложенное выше положение послужит, на наш взгляд, принять данное положение как исходную фундаментальную базу теории воспитания. Учебная деятельность личности учащихся - есть трудовая деятельность.
Однако нравственное развитие личности определяется не только учебной деятельностью. Не меньшее значение имеет их социальная направленность. Здесь следует отметить о трудностях социализации молодого человека. Как отмечает профессор Б.А. Чагин, что « нет абсолютной гармонии в развитии личности и общества». Социальная зрелость молодежи, связанная с самостоятельным трудом и усвоением нравственного опыта для гуманизации общественного сознания и практики, становится проблемой.
Рассмотрим понятие направленность личности, определяющее нравственность.
Л.И. Божович считает, что для нравственной характеристики и развития личности в целом наиболее большое значение имеют ее направленность с точки зрения отношения к себе и к обществу [1.]. Понятие направленности личности А.Г. Ковалев рассматривает как систему побуждений, определяющую избирательность отношений и различную степень активности человека в разнообразных видах деятельности. Под направленностью личности В.Н. Мясищев понимает отношение человека к миру, людям, себе [5.]. Многие авторы рассматривают направленность личности как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы. С.Л. Рубинштейн считает, что направленность является важнейшей стороной личности, определяющей ее социальную и нравственную ценность[6.].
Следовательно, направленность личности рассматривается различными авторами, как систему побуждений (А.Г. Ковалев), социальную и нравственную ценность (С.Л. Рубинштейн), отношение человека к миру, людям, себе (В.Н. Мясищев). Из вышеизложенного следует, что направленность личности представляет собой сложное психологическое, системно-генерализованное образование, отношение человека к миру, себе, системное свойство личности, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора действий с заданной целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание приобретает новый облик, порожденный новой социокультурной ситуацией, переориентация образования на личность школьника.