Полный текст статьи
Печать

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики.

Школа МОКУ С(К)ООШ№22 (VII вида) создана для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально – волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. На сегодня, чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое образовательное учреждение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы. Например, программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в коррекционной школе (VII вида)».

Цель программы: Защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних.

Для полной реализации предлагаемой программы, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение личности учащихся в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
  2. Оказание медико-психологической поддержки, коррекция и реабилитация детей и семей «группы риска».
  3. Организация  мониторинговых  наблюдений, отражающих современное состояние и динамику детской безнадзорности и беспризорности.
  4. Профессиональная ориентация социально дезадаптированных подростков, организация их досуга.
  5. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

 

В школе проводятся следующие мероприятия по каждому блоку работы

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОП.

Организация работы школьного Совета профилактики.

Проведение тематических педагогических советов.

Педагогический всеобуч для родителей.

Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Составление социального паспорта классов, школы.

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Проводится диагностическая работа: анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ; анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.).

Профилактическая работа со школьниками проводится по следующим направлениям:

1 направление: предупредительно-профилактическая деятельность: реализация системы воспитательной работы школы; проведение мероприятий совместно с ПДН ОП; классные часы по безопасности; организация правового всеобуча; профориентационная работа; проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

В организационную работу по досуговой деятельности учащихся «группы риска» входит: вовлечение их в кружки и спортивные секции; вовлечение учащихся в планирование КТД в школе; охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года; оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города.

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением. Работа в этом направлении предполагает: выявление причин отклонений в поведении; беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком; приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений; беседы инспектора ПДН; вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции; направление ходатайств в КДН и ЗП; проведение часов коррекции; КНПР, КРИС, коррекция поведения, этика.

Профилактическая работа с родителями: выбор родительского комитета в классах; «День открытых дверей» для родителей; Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий; привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий; выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль; посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в ГУ РСРЦН.

Таким образом, отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы заключается в проведении анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) Конечным результатом реализации программы является, на наш взгляд, положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.