Полный текст статьи
Печать

Каждый истинный сын своего Отечества должен стремиться быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным –  без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы…

 

Смиренный Иоанн Митрополит

Санкт-Петербургский и Ладожский

 

Введение федерального государственного образовательного стандарта во многом изменило школьную жизнь ребенка. Новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новые требования к личности выпускника потребуют пересмотра форм организации воспитательной деятельности. Известный писатель Лев Кассиль писал: "Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна заботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы". Для того чтобы процессы обучения, воспитания, развития ученика были эффективны, необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Оно должно строиться на доверии, обмене опытом, партнерстве.

Важную роль в становлении личности играет воспитание. Личность человека формируется в результате воздействия семьи, общества, школы, ближайшего окружения, ситуаций, в которых оказывается школьник, природных факторов. При этом сам человек – это не пассивное существо, которое отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Главный результат воспитательной деятельности – формирование гармонично развитой личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство (родитель, учитель), так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этой деятельности принадлежит учителю. Ребенок подвергается влиянию со стороны взрослых, общества, окружающей среды. В процессе воспитания у обучающегося формируются мировоззрение, навыки, привычки, мышление. Все это возникает на базе природных задатков, что представляет собой развитие ребенка как личности.

Родители оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума. Любой взрослый может стать действующим участником воспитательной деятельности. Часто родители задают вопрос о том, как строить отношения с ребенком, как стать для него авторитетом, без которого невозможно воспитание. Зачастую можно наблюдать в семье ответственность взрослого за свое поведение, желание знать своего ребенка лучше. Для этого он идет в школу, чтобы узнать о школьной жизни, интересах своего ребенка, тревогах, победах и поражениях. Со стороны школьников сначала наблюдается протест против чрезмерной опеки, а со временем ученик понимает, что это сближает его с родителями, он ждет от взрослого помощи, поддержки. Задача родителей - помочь ребенку найти свой правильный путь развития, познать свои способности, оценить свои возможности. Совместная деятельность сближает родителя с ребенком, облегчает контакты, рождает близость. Дети лучше узнают своих родителей. Особенно это проявляется в спортивных семейных эстафетах, где принимают участие папы, мамы, дети: "Папа, мама, я - спортивная семья", " Самая начитанная семья". Ребенок начинает интересоваться больше работой родителей, рассказывает о своих достижениях, увлечениях, промахах.   Учитель также оказывает влияние на школьника, создает условия для самоутверждения и самосовершенствования.

В начале года классный руководитель знакомит родителей с задачами воспитательно-образовательной деятельности в классе, с методами воспитания. Методы воспитания - это способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения воспитательно-образовательных задач. Методы могут взаимозаменяться различными приемами.

Планирование воспитательной деятельности строится по нескольким программам: "Здоровье", "Учение", "Общение и досуг", "Семья", "Кем быть? Каким быть", "Патриотизм". В соответствии с данными программами строится сетка внеклассных мероприятий на год. Два раза в год проводится анкета по выявлению уровня воспитанности классного коллектива. Данная анкета помогает классному руководителю грамотно строить общение с воспитанниками, направляя их в нужное русло, вовремя рассмотреть проблемы в воспитании. На первом родительском собрании происходит выбор родительского комитета, который будет работать по согласованному плану с классным руководителем. Избирается пять человек – председатель и четыре члена, ответственных за воспитательно-образовательную, культурно-массовую, санитарно-хозяйственную работу и за работу по "всеобучу".

Член классного родительского комитета, ответственный за воспитательно-образовательную деятельность, помогает классному руководителю в повышении качества знаний учащихся, оказывает помощь в учебе и внеклассной работе.

Ответственный за культурно-массовую работу помогает в подготовке классных мероприятий, вечеров, экскурсий, походов, в посещении театров, выставок, проявляет заботу об организации каникул, вовлечении обучающихся в кружки, внеурочную деятельность.

Ответственный за работу по "всеобучу" заботится о посещаемости учебных занятий школьниками, помогает в работе с неблагополучными семьями.

Итак, задачи поставлены, перспективный план готов, методы воспитания названы, сотрудничество с родителями налажено. Школьный психолог выступает в роли посредника между ребенком и родителями. Следующий шаг - индивидуальный подход в воспитании, основанный на глубоком знании черт личности и жизни школьника. Индивидуальный подход - это не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям школьника с целью обеспечения запланированного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает благоприятные возможности для развития познавательной активности, склонностей ученика. В таком подходе нуждаются "трудные" воспитанники. Оценка успешности действий педагога производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении такого школьника.

Индивидуальная работа с детьми планируется классным руководителем с учетом особенностей развития школьника, она может быть оформлена в виде таблицы.

Таблица 1

п/п

Индивидуальная работа с учетом особенностей школьника

Сроки реализации

ФИ обучающихся

Результаты работы

  1.  

Выявление психологической комфортности в коллективе

сентябрь

 

 

  1.  

Наблюдение и изучение поведения обучающегося в ходе разнообразной деятельности

сентябрь

 

 

  1.  

Какое положение занимает в коллективе?

октябрь

 

 

  1.  

Как относится обучающийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?

ноябрь

 

 

  1.  

Стиль отношений со сверстниками. Друзья в классе, вне класса.

декабрь

 

 

  1.  

Как выполняет общественные поручения?

март

 

 

  1.  

С кем чаще всего бывают конфликты?

апрель

 

 

  1. 8.             

Работа психолога 

Сентябрь, февраль, май

 

 

 

После того как в процессе индивидуальной работы выявлены проблемы в воспитании школьников, ведется работа с отдельными группами обучающихся по специально разработанной программе, составленной классным руководителем совместно с школьным психологом. Такую работу можно представить в виде таблицы.

Таблица 2

Группа обучающихся

Задачи

Формы реализации

По отношению к учебе

Сильные

Развитие познавательных интересов и способностей

Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, чемпионатам

Способные, но нетрудолюбивые

Формирование общеучебных навыков. Постоянная поддержка

Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход

Способные, но неусидчивые

Формирование учебной мотивации

Постоянный контроль, беседы, опора на родителей

Не желающие учиться

Формирование учебной мотивации

Строгий контроль. Индивидуальный подход

По отношению к общественной жизни

Очень активные

Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей

Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество

Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни

Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива

Постараться найти дело по душе, постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений

По отношению к морально-этическим проблемам

 

Воспитание культуры общения, речевого этикета, дружелюбия к одноклассникам

Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе

 

Несомненно, в воспитании школьников большое значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, доброта, такими же будут отношения учеников между собой.

Учителю не следует оценивать личность ученика, говоря, что он хороший или, наоборот, во всем плохой. Уважение к личности школьника делает учителя действительно нужным ребенку. Откровенность, уважение, доверие должны быть взаимными, тогда не будет стены непонимания. Задача взрослых, участвующих в воспитательной деятельности, - быть рядом с учеником, вовремя прийти на помощь, подсказать, посоветовать, при необходимости более активно вмешаться в его жизнь, помочь школьнику взрослеть - это значит формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственность, развивать физически, а также помочь ученику овладеть навыками самостоятельной работы.

Научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в причинах и следствиях поступков, научить трудиться, любить Родину, природу, искусство.

Основываясь на названные направления в воспитательной деятельности, в 2016 году МБОУ "Терентьевская СОШ" Прокопьевского муниципального района выпустила 20 учеников, среди них 14 хорошистов. Трое ребят имеют награду "Юность Прокопьевского района". Один школьник имеет награду "Защитник зеленой планеты". В 2016 году ученица этого класса победила в конкурсе "Краса Прокопьевского муниципального района". Семь юношей активно занимались физической культурой, получили значки ГТО. Три школьницы занимались рисованием, участвовали в конкурсах на лучший рисунок по разным направлениям и получили заслуженные грамоты за победу. Ребята активно помогали ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда. Участвовали в трудовых операциях школы, села и района. В портфолио учеников собрано множество грамот за победу в школьных олимпиадах, творческих конкурсах, чемпионатах. Двенадцать выпускников из 20 поступили в ВУЗы. Способности ребят соответствуют требованию к личности в современном мире: они компетентны, грамотны, коммуникативны, гибки, мобильны, креативны. Портрет выпускников такой:

  1. Самостоятельны и ответственны;
  2. Умеют действовать;
  3. Мотивированны;
  4. Выбрали профессии, востребованные обществом;
  5. Готовы самосовершенствоваться.

 

15 родителей получили грамоты "За достойное воспитание детей". Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию родителей, классного руководителя, психолога, активности самих ребят, принципу психологической комфортности.