Каждый истинный сын своего Отечества должен стремиться быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы…
Смиренный Иоанн Митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский
Введение федерального государственного образовательного стандарта во многом изменило школьную жизнь ребенка. Новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новые требования к личности выпускника потребуют пересмотра форм организации воспитательной деятельности. Известный писатель Лев Кассиль писал: "Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна заботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы". Для того чтобы процессы обучения, воспитания, развития ученика были эффективны, необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Оно должно строиться на доверии, обмене опытом, партнерстве.
Важную роль в становлении личности играет воспитание. Личность человека формируется в результате воздействия семьи, общества, школы, ближайшего окружения, ситуаций, в которых оказывается школьник, природных факторов. При этом сам человек – это не пассивное существо, которое отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Главный результат воспитательной деятельности – формирование гармонично развитой личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство (родитель, учитель), так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этой деятельности принадлежит учителю. Ребенок подвергается влиянию со стороны взрослых, общества, окружающей среды. В процессе воспитания у обучающегося формируются мировоззрение, навыки, привычки, мышление. Все это возникает на базе природных задатков, что представляет собой развитие ребенка как личности.
Родители оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума. Любой взрослый может стать действующим участником воспитательной деятельности. Часто родители задают вопрос о том, как строить отношения с ребенком, как стать для него авторитетом, без которого невозможно воспитание. Зачастую можно наблюдать в семье ответственность взрослого за свое поведение, желание знать своего ребенка лучше. Для этого он идет в школу, чтобы узнать о школьной жизни, интересах своего ребенка, тревогах, победах и поражениях. Со стороны школьников сначала наблюдается протест против чрезмерной опеки, а со временем ученик понимает, что это сближает его с родителями, он ждет от взрослого помощи, поддержки. Задача родителей - помочь ребенку найти свой правильный путь развития, познать свои способности, оценить свои возможности. Совместная деятельность сближает родителя с ребенком, облегчает контакты, рождает близость. Дети лучше узнают своих родителей. Особенно это проявляется в спортивных семейных эстафетах, где принимают участие папы, мамы, дети: "Папа, мама, я - спортивная семья", " Самая начитанная семья". Ребенок начинает интересоваться больше работой родителей, рассказывает о своих достижениях, увлечениях, промахах. Учитель также оказывает влияние на школьника, создает условия для самоутверждения и самосовершенствования.
В начале года классный руководитель знакомит родителей с задачами воспитательно-образовательной деятельности в классе, с методами воспитания. Методы воспитания - это способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения воспитательно-образовательных задач. Методы могут взаимозаменяться различными приемами.
Планирование воспитательной деятельности строится по нескольким программам: "Здоровье", "Учение", "Общение и досуг", "Семья", "Кем быть? Каким быть", "Патриотизм". В соответствии с данными программами строится сетка внеклассных мероприятий на год. Два раза в год проводится анкета по выявлению уровня воспитанности классного коллектива. Данная анкета помогает классному руководителю грамотно строить общение с воспитанниками, направляя их в нужное русло, вовремя рассмотреть проблемы в воспитании. На первом родительском собрании происходит выбор родительского комитета, который будет работать по согласованному плану с классным руководителем. Избирается пять человек – председатель и четыре члена, ответственных за воспитательно-образовательную, культурно-массовую, санитарно-хозяйственную работу и за работу по "всеобучу".
Член классного родительского комитета, ответственный за воспитательно-образовательную деятельность, помогает классному руководителю в повышении качества знаний учащихся, оказывает помощь в учебе и внеклассной работе.
Ответственный за культурно-массовую работу помогает в подготовке классных мероприятий, вечеров, экскурсий, походов, в посещении театров, выставок, проявляет заботу об организации каникул, вовлечении обучающихся в кружки, внеурочную деятельность.
Ответственный за работу по "всеобучу" заботится о посещаемости учебных занятий школьниками, помогает в работе с неблагополучными семьями.
Итак, задачи поставлены, перспективный план готов, методы воспитания названы, сотрудничество с родителями налажено. Школьный психолог выступает в роли посредника между ребенком и родителями. Следующий шаг - индивидуальный подход в воспитании, основанный на глубоком знании черт личности и жизни школьника. Индивидуальный подход - это не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям школьника с целью обеспечения запланированного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает благоприятные возможности для развития познавательной активности, склонностей ученика. В таком подходе нуждаются "трудные" воспитанники. Оценка успешности действий педагога производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении такого школьника.
Индивидуальная работа с детьми планируется классным руководителем с учетом особенностей развития школьника, она может быть оформлена в виде таблицы.
Таблица 1
№ п/п |
Индивидуальная работа с учетом особенностей школьника |
Сроки реализации |
ФИ обучающихся |
Результаты работы |
Выявление психологической комфортности в коллективе |
сентябрь |
|
|
|
Наблюдение и изучение поведения обучающегося в ходе разнообразной деятельности |
сентябрь |
|
|
|
Какое положение занимает в коллективе? |
октябрь |
|
|
|
Как относится обучающийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям? |
ноябрь |
|
|
|
Стиль отношений со сверстниками. Друзья в классе, вне класса. |
декабрь |
|
|
|
Как выполняет общественные поручения? |
март |
|
|
|
С кем чаще всего бывают конфликты? |
апрель |
|
|
|
|
Работа психолога |
Сентябрь, февраль, май |
|
|
После того как в процессе индивидуальной работы выявлены проблемы в воспитании школьников, ведется работа с отдельными группами обучающихся по специально разработанной программе, составленной классным руководителем совместно с школьным психологом. Такую работу можно представить в виде таблицы.
Таблица 2
Группа обучающихся |
Задачи |
Формы реализации |
По отношению к учебе |
||
Сильные |
Развитие познавательных интересов и способностей |
Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, чемпионатам |
Способные, но нетрудолюбивые |
Формирование общеучебных навыков. Постоянная поддержка |
Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход |
Способные, но неусидчивые |
Формирование учебной мотивации |
Постоянный контроль, беседы, опора на родителей |
Не желающие учиться |
Формирование учебной мотивации |
Строгий контроль. Индивидуальный подход |
По отношению к общественной жизни |
||
Очень активные |
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей |
Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество |
Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни |
Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива |
Постараться найти дело по душе, постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений |
По отношению к морально-этическим проблемам |
||
|
Воспитание культуры общения, речевого этикета, дружелюбия к одноклассникам |
Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе |
Несомненно, в воспитании школьников большое значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, доброта, такими же будут отношения учеников между собой.
Учителю не следует оценивать личность ученика, говоря, что он хороший или, наоборот, во всем плохой. Уважение к личности школьника делает учителя действительно нужным ребенку. Откровенность, уважение, доверие должны быть взаимными, тогда не будет стены непонимания. Задача взрослых, участвующих в воспитательной деятельности, - быть рядом с учеником, вовремя прийти на помощь, подсказать, посоветовать, при необходимости более активно вмешаться в его жизнь, помочь школьнику взрослеть - это значит формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственность, развивать физически, а также помочь ученику овладеть навыками самостоятельной работы.
Научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в причинах и следствиях поступков, научить трудиться, любить Родину, природу, искусство.
Основываясь на названные направления в воспитательной деятельности, в 2016 году МБОУ "Терентьевская СОШ" Прокопьевского муниципального района выпустила 20 учеников, среди них 14 хорошистов. Трое ребят имеют награду "Юность Прокопьевского района". Один школьник имеет награду "Защитник зеленой планеты". В 2016 году ученица этого класса победила в конкурсе "Краса Прокопьевского муниципального района". Семь юношей активно занимались физической культурой, получили значки ГТО. Три школьницы занимались рисованием, участвовали в конкурсах на лучший рисунок по разным направлениям и получили заслуженные грамоты за победу. Ребята активно помогали ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда. Участвовали в трудовых операциях школы, села и района. В портфолио учеников собрано множество грамот за победу в школьных олимпиадах, творческих конкурсах, чемпионатах. Двенадцать выпускников из 20 поступили в ВУЗы. Способности ребят соответствуют требованию к личности в современном мире: они компетентны, грамотны, коммуникативны, гибки, мобильны, креативны. Портрет выпускников такой:
- Самостоятельны и ответственны;
- Умеют действовать;
- Мотивированны;
- Выбрали профессии, востребованные обществом;
- Готовы самосовершенствоваться.
15 родителей получили грамоты "За достойное воспитание детей". Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию родителей, классного руководителя, психолога, активности самих ребят, принципу психологической комфортности.