Полный текст статьи
Печать

В последнее время в нашей стране активизирована работа по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи.

На уроках физики, излагая учебный материал, можно ярко и убедительно, не нарушая его логики, показать роль и преемственность патриотических традиций в развитии науки и техники.

1.  Биографии ученых. На уроках я кратко знакомлю обучающихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки и техники. Полные подлинного драматизма, но вместе с тем и высочайших взлетов мысли и духа биографии К.Э. Циолковского (Реактивное движение), И.В. Курчатова (Атомная энергетика), А.С. Попова (Электромагнитные волны), П.Н. Лебедева (Давление сета),  и др. Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу. Вряд ли оставят равнодушными слова А. С. Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: «Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу». Истинным ученым-патриотом являлся И.В. Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил ученый. Особое место занимает наш великий учёный М.В. Ломоносов. При изучении темы, уравнение состояния идеального газа, обращаю внимание на название уравнения: Уравнение Клайперона-Менделеева. Прежде всего, эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени.

2. Художественные фильмы.  Эпизоды фильмов «К-19» (Ядерный реактор), «Укрощение огня» (Закон сохранения импульса),  «Отряд особого назначения» (Реактивное движение) позволяют более красочно и наглядно разобрать изученную тему и увидеть человеческие судьбы напрямую связанные с наукой, историей и любовью к Родине. У многих обучающихся возникает желание посмотреть весь фильм. Что мы делаем после уроков.

3. Исследовательская работа. В течение учебного года обучающиеся занимаются исследовательской работой. В темах исследований прослеживается взаимосвязь изучаемых тем по физике с жизненными ситуациями (История лампочек. Физика на кухне.) Наиболее интересными являются исследования, связанные с будущей профессией (Физика в моей профессии. Горьковский автомобильный завод). Свои работы обучающиеся представляют на конференции, проводимой ежегодно в конце учебного года. В этих работах прослеживается гордость за нашу малую Родину.

4. Задачи. Приступая к решению задач, я стараюсь подбирать такие условия, в которых бы подчеркивалась Российская неповторимость, ее достижения в развитии техники и науки. Часто задачи начинаются словами: “За сколько времени плывущий по течению реки Волги плот пройдет 25 км...”, “Автомобиль «Газель»  массой 3,5 т движется со скоростью… “С вертолёта Ми-28Н "Ночной охотник", находящегося на высоте 200 м сброшен груз. ...”, “ “Во сколько раз увеличивается масса протона, если на Серпуховском ускорителе Института физики высоких энергий они приобретают энергию 76 ГэВ...”, “Сколько пар полюсов имеет генератор Горьковской ГЭС...” и т.д.

5. Внеурочная деятельность. Многие произведения искусства были созданы с использованием законов физики. Стало традицией в нашем техникуме проведение мероприятий, посвященных воспитанию патриота-гражданина. Например, литературно-физический конкурс «Физика глазами лирика», «Неделя космонавтики» на которой обязательно есть выступление о лётчике космонавте, нашем земляке, Зудове Вячеславе Дмитриевиче.


Много сценариев подобных мероприятий можно найти и в сети Интернет.

Воспитание патриотизма – это постоянная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль и физики в этом плане велика.