Полный текст статьи
Печать

«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение»

генерал-губернатор царской России М.Скобелев

 

 

Фольклор – это средство формирования народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.  Педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям.

Воспитательный аспект народных средств не вызывает ни у кого сомнения. Несомненно, приобщение школьников к наследию своего народа является одним из путей их формирования.

Без национального фундамента развитие и совершенствование образования неосуществимы. Необходимость учета национальных традиций и опыта народной педагогики в решении проблем воспитания прослеживается в творчестве якутских ученых: Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, К.Д. Уткина и др. Впервые дети Севера как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» [4,5].

Народные музыкальные традиции являются одной из составляющей в развитии культуры детей. В настоящее время у большого количества школьников проявляется определенный интерес к изучению игры на народных инструментах. Это отражается в осознании ценностей, нравственных ориентиров, правил и норм поведения, заключенных в произведениях народного творчества. При этом происходит формирование национальной самоидентификации и национального самосознания.

В якутском фольклоре  главным музыкальным инструментом  является хомус. Нами разработаны занятия по люучению игре на хомусе, которые сопровождаются рассказами о значении того или иного звука. На хомусе исполняют лирические песни, ритмы осуохая, обыгрывается пение птиц  (кукование кукушки, пение жаворонка), цокание копыт скачущей лошади. Дети учатся слышать звуки природы,  исполняя народную музыку и таким образом приобщаются к музыкальной культуре своего народа.

В качестве примера предлагаем сценарий одного из занятий на тему  «Звуки хомуса».

Цель: формирование патриотических, духовно-нравственных чувств в детях, с приобщением их к культуре своего народа с помощью народного инструмента хомус.

Занятие состоит из 4 этапов:

1 этап: Рассказ о том, что представляет из себя этот музыкальный инструмент.

Хомус – душа якутского народа.  Якуты сколько себя помнят, столько играют на хомусе. Первоначально этот инструмент был как бы игрушкой для детей и женщин. Женщины-матери через хомус воспитывали у детей любовь к родной земле, дому, описывали красоту природы. Хомус издавна является главным атрибутом национального праздника якутов Ысыах.   Якутский национальный инструмент хомус отличается характерным волшебным звуком, обладающим уникальной способностью издавать звуки живой природы.   

Якутский хомус отличается характерным звуком, изготовляется из стали и считается классическим шаманским инструментом. 

(просмотр презентации о хомусе)

Хомус — древний музыкальный варган, известен в мире около 5 тыс. лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.

Как правило, изготавливают его из дерева или кости, современные образцы делают кроме того из железа. Отличаются якутские хомусы между собой не только по материалу изготовления, но и по своему строению.

Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а так же и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь.

По своему строению они могут быть: пластинчатыми, дугообразными.

Кроме того их различают по количеству язычков: (показывают хомусы)

— с одним язычком;

— с двумя язычками;

— тремя язычками;

— четырьмя язычками [6].   

2 этап:  Начало мастер-класса по игре на хомусе. Все дети заранее предупреждаются о том, что на мероприятие должны принести с собой хомус.

Хомусист рассказывает о правилах игры на хомусе, о том как его правильно держать. Показывает несложные звуки для игры на инструменте.  

3 этап: просмотр видеороликов с исполнителями виртуозной игры не хомусе.

Так, дети постепенно начинают приобщаться к своей культуре.

4 этап: обобщение полученных знаний.

Данное мероприятие проводится в ознакомительных целях. Любой заинтересованный ребенок может продолжить свое обучение на хомусе в рамках дополнительного образования.

Таким образом, музыка хомуса, переданная нам предками, способствует сохранению традиций народа Саха.  Приобщая детей к культурному наследию, мы воспитываем в них чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знакомим с культурой своего народа.