Полный текст статьи
Печать

Агрошколами становятся сельские школы, в которых имеются условия для проведения препрофильной подготовки и профильной подготовки школьников по предметам, связанных с сельской жизнью и сельскохозяйственным производством. Современные агропрофилированные школы на селе активно включаются в процесс модернизации образования по всем направлениям, успешно формируют общенаучную и социально-гражданскую компетенции школьников. В школах ведется предпрофессиональная подготовка, проводятся спецкурцы по разным специальностям [1].

МБОУ «Токкинская школа – интернат среднего (полного) общего образования» Олекминского улуса Республики Саха (Якутия), с 2005 г. включена в сеть агропрофилированных школ республики.

Согласно, статье 11. п.1 нового закона РС (Я) «Об образовании» от 2014 г. К общеобразовательным организациям агротехнологического профиля относятся общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и обеспечивающие подготовку обучающихся по предметам агротехнологического профиля[2].  

В Токкинской агрошколе, согласно образовательной программе во второй ступени общего образования акцент делается на предпрофильную подготовку, которая является неотъемлемой частью профильного обучения, выполняя подготовительную функцию и, в соответствии с научно-методическими разработками, представляет собою систему педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, которая в конечном итоге должна помочь определиться обучающимся 9-х классов в выборе ими последующих направлений профильного обучения, сферы из будущей профессиональной деятельности.

Агротехнологическая профилизация в третей ступени общего образования, обеспечивает условия для осознанного выбора обучающимися сферы будущей деятельности.

В системе предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, нередко высказывается мнение, что к агротехнологическому образованию в школе имеют отношение лишь предметы, которые непосредственно связаны с производством. На этом основании ставится под сомнение справедливость включения в понятие «агротехнологическое образование» исторических и обществоведческих знаний: ведь они не содержат конкретных сведений об устройстве машин, технологических процессах, об организации современного товарного производства. Однако такое понимание роли истории и обществознания является узким. Изучение истории и обществознания позволяет показать обучающимся становление современной системы производства, значение умений и навыков людей для совершенствования их жизни. А это очень важно для доказательства необходимости глубоких, прочных технологических знаний в области тех наук, которые непосредственно связаны с производственными силами.

В отличие от физики, химии, биологии история и обществознание показывает материальное производство как общественное явление, а также взаимодействие производственных сил и производственных отношений в конкретных исторических формах. История и обществознание раскрывает решающую роль конкретного человека в развитии и совершенствовании производства.

Какие факты и идеи в обучении истории и обществознания наиболее важны для предпрофильной подготовки агротехнологического образования в основном общем образовании и каковы конкретные возможности их раскрытия?

По мнению некоторых ученых и учителей, трудовое воспитание при обучении истории и обществознания заключается главным образом в широком освещении таких сторон общественной жизни, как развитие экономики, средств и факторов производства, роль труда в жизни общества.

Идея внедрения агрокомпонента: Использование ресурсного потенциала истории и обществознания для повышения агротехнологических компетенций сельских школьников всовременных экономических условий села.

Задачи:

  1. Усилить практическую направленность обучения
  2. Раскрыть эвристическую и творческую потенциал обучающихся

Педагогические методы/средства: применение системы Учебного диалога – основы развития Мышления и Деятельности.

  Механизмы внедрения агрокомпонента:

Вариант I

В рамках поэтапного внедрения ФГОС – II поколения

Инвариантная часть в содержании примерной образовательной программы основного общего образования в образовательной области «Обществознание» (Таблица 1), допускается включения регионального и школьного компонентов в общем объеме 10-25% в расчете времени 70 часов по предмету история, что составляет 7 ч.Всего во второй ступени общего образования – 35 ч.

Таблица 1

Распределение объема учебного материала в образовательной области «Обществознание», предмет «история»

Объем учебного времени

Количество

часов

Разделы  программы

 

 

История России

Всеобщая история

Региональная история России

федеральный

компонент

70 ч

История России

(с древнейших времен до конца XVI в.) – не менее 37 ч

Всеобщая история

(история Средний веков) – не менее 24 ч

История

аграрных

отношений

– 7 ч.

 

Программа составлена на основе фундаментального научного труда доктора исторических наук, профессора Башарина Г. П. «История аграрных отношений в Якутии» и учебного пособия по истории Якутии, доктора этнографических наук, профессора Гоголева А.И.

Вариант II

На основе использования потенциала по агросодержаниюУМК по предметам история и обществознания.

Анализ УМК позволил сделать следующие выводы:

  1. Учебник А.А. Данилов «История России» 6 кл. - всего тем 26 из них агросодержащие  12 (46%), заданий 101 из них агро 59 (58%);
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Истории России» 6 кл. - всего заданий 147 из них агросодержащие 83 (56%);
  3. Учебник Е.В. Агибалов «История Средних веков»6 кл. - всего тем 34 из них агросодержащие  23 (68%), заданий 165 из них агро 69 (42%);
  4. Рабочая тетрадь к учебнику«История Средних веков»6 кл. - - всего заданий 109 из них агросодержащие43 (39%);
  5. Учебник Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 6 кл. - всего тем 27 из них агросодержащие  8 (30%), заданий 273 из них агро 198 (72%);
  6. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание» 6 кл. - всего заданий 105 из них агросодержащие49 (47%).

Таким образом, в курсе «история» в каждой эпохе дается характеристика состояния сельского хозяйства, быта и культуры, средств производства, точек экономического роста. В курсе «Обществознания» - включены понятия о значении трудовой деятельности, семейного хозяйства, правильной организации всей деятельности и др.

В заключение необходимо отметить, что важнейшей задачей исторического и обществоведческого образования является личностное развитие, где исторические и обществоведческие знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, интегрированного в реально существующее общество. И потенциал УМК истории и обществознания 6 класса можно использовать для подготовки к предпрофильному обучению.