Современное общество развивается очень большими темпами. На этом этапе развития стране нужны люди образованные, активные, коммуникабельные, способные активно мыслить и самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Воспитание таких людей нужно начинать в раннем детстве, делать это нужно планомерно и целенаправленно.
Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы - самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. [2].
Учебный предмет химия вводится в школьную программу в 8 классе, достаточно поздно, по сравнению с другими предметами. К этому времени учащиеся уже владеют некоторым объёмом знаний, дети приобрели умения и навыки, которые они будут использовать при изучении нового предмета. Учебная программа по химии очень насыщенна и сложна, поэтому для максимального усвоения требуется использования разных приёмов и методов, основанных на ранее полученных знаниях.
В настоящее время, задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Самостоятельная работа учащихся предполагает добывание знаний не непосредственное от учителя, а под руководством учителя. Основным источником учебной информации является школьный учебник по предмету, поэтому правильная организация самостоятельной работы учащихся с учебным пособием приводит к хорошим результатам.
Чтобы научить детей продуктивно работать с учебником, максимально извлекая знания, нужно его использовать на каждом уроке, на разных его этапах. Работу с учебником можно организовать при изучении новой темы, закреплении учебного материала, выполнении домашнего задания. На уроке можно использовать традиционные способы работы с учебником - прочитать текст, выделить главное, составить вопросы, ответить на вопросы, рассмотреть рисунки, составить вопросы к рисунку, составить конспект, тезисы, составить сравнительную таблицу и другие. Но в настоящее время используются наряду с традиционными, и новые приёмы и технологии.
Интересна и продуктивна кластерная технология. Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Составление «кластеров» - это выделение смысловых единиц текста и их графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» [1].
В центре кластера помещается главное понятие темы, вокруг смысловые единицы, соединённые линиями с центральным понятием, которые, в свою очередь, тоже могут быть связаны с другими понятиями. Таким образом, образуется «гроздь.
При составлении кластера ученик прорабатывает материал учебника, анализирует, структурирует и оформляет этот материал в графическом виде.
Например, так может выглядеть кластер по теме «Кислоты» в курсе химии 8 класс.
При использовании этого приёма происходит не только систематизация изучаемого материала, но и его осмысление, установление связей между понятиями. И если причинно - следственные связи были установлены неверно, то при дальнейшей работе с кластером в группах, вносятся дополнения, исправления.
Наглядное оформление материала даёт возможность быстро и качественно актуализировать материал при повторении.
Достаточно простым, но эффективным приёмом работы с текстом учебника является прием «ИНСЕРТ» («Пометки на полях»). Применяя этот приём, дети по мере работы с материалом используют значки, которые выставляют на полях карандашом.
«V» - уже знал
«+» - новое
«-»- думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы
После выполнения этого задания детям можно порекомендовать заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её колонок. В таблицу в виде тезисов заносятся информация из учебного текста[1].
Такой прием можно использовать при изучении темы «Углеводы» в курсе химии 10 класса. С веществами, представителями этого класса органических соединений ребята встречались в курсе общей биологии.
После работы над текстом следующий этап, заполнение таблицы. Таблица может иметь следующий вид:
«V» |
«+» |
«-» |
«?» |
1.Глюкоза образуется в результате фотосинтеза 2. В животных клетках 1-2%, в растительных 85-90% 3. Состав большинства углеводов соответствует формуле Сn(Н2О)m 3.Три группы углеводов. 4.Глюкоза- растворимое вещество, сладкое на вкус.
|
1.Углеводы используются для синтеза лекарств, взрывчатых веществ. 2.Классификация по содержанию атомов углерода(пентозы, гексозы..) 3.Глюкоза - многоатомный спирт. Качественные реакции глюкозы. |
1.Мёд почти целиком состоит из углеводов. 2.Квашение капусты-реакция брожения глюкозы. |
1. Двойственная функция глюкозы. |
После составления таблицы результаты можно обсудить в группах или классе и дополнить, либо что- то исправить.
Использование этого приёма при работе с текстом учебника также позволяет актуализировать, освежить знания, полученные ранее, систематизировать и осмыслить учебный материал. На завершающем этапе очень важна рефлексия. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание [1].
Таким образом, работа с учебником способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного получения, расширения и углубления знаний и способствует развитию мыслительной способности.