По сравнению с результатами олимпиад по русскому языку среди 4 классов национальные школы не каждый год получают призовые места. Эта статья направлена на учителей начальных классов для работы с одаренными детьми. Поиск и поддержка талантливых детей – одно из направлений проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В каждой общеобразовательной школе необходимо во время развить способности одаренных детей.
Цель учителя – разглядеть, раскрыть одаренность учащихся, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Задача: привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания,логически и нестандартно мыслить.
Принципы:
1.принцип дифференциации и индивидуализации обучении;
2.принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
3.принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
4.принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции;
5.принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
6.принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя [1].
Олимпиада – это соревнование в знаниях. Какие же качества нужны для участия олимпиадах? Можно научить ребенка побеждать, если у него есть определенные природные данные: развита логика, долговременная память, интеллектуальные способности, имеет активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда. Ученик должен обладать учебно – логическими умениями: анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать.
Условия подготовки к олимпиадам:
Отбор учащихся по определенным способностям по предмету. Для участия к олимпиадам подходят дети с высокой работоспособностью, высокой мотивацией. Набираю в ходе наблюдения на уроках, внеурочной деятельности, организации исследовательской деятельности. Резерв беру 3-4 учащихся.
Чем же отличаются одаренные дети, от «обычных»? Это талантливые дети, наделенные природой, которые опережают в развитии своих сверстников. Отличается и темп усвоения учебного материала. Они могут выполнить задания, которые еще не проходили. Обычным детям это сложно сделать без объяснения темы урока. Такие дети читают энциклопедии, их интересуют различные области науки, с увлечением занимается, с энтузиазмом принимает участие в различных мероприятиях. Постоянно просит дать ей дополнительные задания. С такими детьми очень трудно и в тоже время интересно работать.
В классе, на уроке даю творческие, поисково- исследовательские задания повышенного уровня, это касается и домашних заданий. Например: анаграммы, ребусы, занимательные задачи и т.д. Провожу общеинтеллектуальные кружки по направлениям «Занимательная математика» и «Секреты русского языка». На своих занятиях перед выполнением заданий всегда привлекаю внимание учащихся к заданию, новому слову, понятию, термину. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, совершенствует логическое мышление.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям являются олимпиады. помогающие выявить не только уровень обученности учащихся, но и их начитанность, кругозор, общий культурный уровень.
Какие же обычно бывают задания в олимпиадах по русскому языку?
1.Расставьте ударения в словах. Для того чтобы дети правильно ставили знак ударения. Провожу словарную работу. На уроках чтения в 4 классе якутской школы веду следующие задания:
* работа над словами, которые отобраны для активного усвоения в начальных классах требуется для этого не только объяснить значение нового слова, еще нужно, чтобы учащиеся произнесли его правильно, запомнили ударение, обратили внимание по мере необходимости на трудности его написания, услышали его грамматические формы (чередование, выпадение), познакомились с некоторыми словосочетаниями.
* работа со словами, которые не значатся в лексическом минимуме.
Новые слова учащиеся записывают в свои словари. Каждое слово нумеруется с начала учебного года, чтобы вести учет новых слов. На каждом уроке пользуемся орфографическими и толковыми словарями
2. Сколько звуков в слове или словосочетании. С первого класса детям учим гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. А в старших классах делаем фонетический разбор слов.
3.выписать родственные слова. При объяснении значения слова я обращаю внимание на то, от какого слова оно образовано, какие родственные слова имеются и.т.д. прием выделения корня, подбора родственных слов является самым перспективным, он учит детей всматриваться в состав слов, вдуматься в их значение, таким образом, значительно расширяет потенциальный словарный запас учащихся.
4.приведите фразеологические обороты. У моих учеников словарь имеет несколько разделов, где специальные разделы отведены для устойчивых сочетаний, образных выражений, пословиц и поговорок и пр.
Определите род существительных, подберите к ним прилагательные.
Провожу беседу о правописании ь после шипящих. На род сущ-х, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч,щ, пишется мягкий знак. Даю задание запомнить правописание ь после шипящих. Это далеко не вся работа по подготовке к олимпиаде [2].
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
- работа по индивидуальным планам;
- использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио
Работа проходит по трем направлениям:
- - работа на уроке;
- - внеурочная деятельность;
- - работа с родителями
Таким образом, подготовка к олимпиаде – это соревнование в знаниях. Какие же качества нужны для участия олимпиадах? Можно научить ребенка побеждать, если у него есть определенные природные данные: развита логика, долговременная память, интеллектуальные способности, имеет активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда. Ученик должен обладать учебно – логическими умениями: анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать.