В современном, быстро меняющемся мире, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.
В условиях высокой профессиональной динамики на рынке труда - стоит задача подготовить таких специалистов, которые могли бы на протяжении своей профессиональной жизни менять круг функциональных обязанностей, области деятельности и самостоятельно решать любые возникающие проблемы. Быстро развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентирует систему образования не только на подготовку грамотного специалиста, но и на воспитание развитой личности, способной к самообразованию и к инновациям, преодолению трудностей, способной критично и мобильно мыслить, ориентироваться в потоке информации и самое главное, способной к саморазвитию.
Синергетику как область педагогического знания, основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, т. е. образовательно-воспитательных, систем. Синергетическая концепция, на наш взгляд, позволяет по-новому раскрыть научно - педагогическое знание. Она ориентирует на многомерность, многокомпонентность и полифоничность (альтернативность и вариативность) познаваемых процессов, обнаружение в них нераскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии.
Синерге́тика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Это наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Как подчеркивают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, синергетика дает нам знание о том, каково поведение сложных нелинейных систем в природе и обществе и каким образом мы должны их изучать, чтобы постигнуть эту сложность, справиться с ней [2]. Методы и идеи синергетики используются в настоящее время не только в естественных науках, где были созданы базовые синергетические модели, но и в гуманитарных - социологии, философии, психологии, экономике, лингвистике.
Особо ценным для активизации процесса развития, саморазвития учащихся - является обращение к нестандартным методам, основанным на синергетическом подходе. Участие в телевизионном проекте «Я люблю якутский язык» является таким интерактивным методом. Приемы, использованные в ходе реализации данного проекта, создают ничем не заменимое по силе интеллектуально-волевое и эмоциональное напряжение, часто дополняемое, в силу коллективно-групповой организации и распределенной ответственности, нравственным напряжением, активизирующим процесс обновления смыслов школьника, обретения им субъектного опыта.
Основной целью данного проекта является создание условий для развития и саморазвития личности учащегося.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- Создание условий для интеллектуального развития, языковой и творческой самореализации учащихся.
- Развитие внутренних и внешних личностных качеств учащегося.
- Создание условий для творческой самореализации.
- Поддержание и повышение внутренней мотивированности обучения речевой деятельности на якутском языке.
- Развитие рефлексивного мышления учащихся.
- Воспитание в каждом ученике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии, формирование таких личностных качеств как коммуникабельность, инициативность, успешность.
Участники проекта.
Участниками съемок телепередачи «Я люблю якутский язык» на «НВК Саха» - являются учащиеся 6 - 11 классов МОБУ СОШ № 15 (Митиненко Алина, Лымарева Анна, Игнатович Мария, Юшина Арина, Ершов Дмитрий 6 «а», Емельянова Мария 6 «б», Васин Евгений, Белкин Николай 7 «а», Горнакова Дана, Филиппов Михаил, Карелина Екатерина 7 «б», Андреева Юлия, Штремова Кристина 9 «а», Шаталов Максим, Шевкунова Анастасия, Кевлич Виталий 9 «в», Павлова Ангелина 11 «а»).
Синергетический подход способствует творчеству, где выигрывают как более подготовленные, так и менее подготовленные обучающиеся. Так, в этом проекте может принять участие каждый учащийся, который учит якутский язык.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап – ориентационный.
На первом этапе, ориентационном - необходимо организовать ситуацию неустойчивости и нелинейности через постановку проблемы. Необходимо создать хаос с целью смущения диссипативной системы. Неопределенность ситуации приводит учащегося в смущение, некий внутренний дискомфорт, который приводит к потребности поиска ответа, выяснения проблемы. Для достижения результатов - важным фактором является эмоциональный настрой учащихся, следует вызвать интерес к творческой деятельности, что способствует мотивации деятельности ученика, акцентирует его внимание на проблеме.
Задача учителя на этом этапе – это создание положительного эмоционального настроя учащихся, который достигается с помощью просмотра передачи «Я люблю якутский язык». Необходимо раскрыть нравственный, социально-значимый смысл, ценность проекта.
Далее создается хаос через постановку ряда вопросов («Понравилась ли тебе телепередача?», «Ты бы хотел увидеть, как создаются телепередачи?», «Ты бы хотел побывать в телевизионном павильоне?», «Какие качества необходимы для участия в телепередаче?», « Как ты думаешь, а ты бы смог принять участие в телепередаче?»). Ученик испытывает напряжение, смущение.
В точке бифуркации он делится своим мнением и суждением, происходит обмен информацией, энергией.
Результатом данного этапа станет создание внутренней потребности в саморазвитии и возникновение у учащихся потребности участия в данном проекте.
2 этап - деятельностный этап.
Данный этап который состоит из двух микроэтапов: теоретического и практического этапа.
На теоретическом этапе - ученики знакомятся со сценарием телепередачи, выполняют творческие задания, анализируют и редактируют его, а также добавляют недостающую важную, с их точки зрения, информацию. Здесь реализовывается принцип свободы творчества, осмысление ценности, свобода выбора решения и в конечном результате - ученики обмениваются с окружающей средой информацией, высказывают свои открытия, впечатления. Ученик наполняет себя фактами, законами окружающей среды и тем самым, придает полученным знаниям смысл.
Результатом работы становиться сценарий с выполненными заданиями, отражающий творчество учащихся.
На этапе практического решения проблемы - учащиеся открыты для обучения и сотрудничества. Деятельность учащихся заключается в работе по совершенствованию устной речи по якутскому языку, а также работа по преодолению страха, волнения, смущения, а также внутренняя морально - психологическая подготовка. Учащиеся входят в состояние высокого напряжения.
Далее происходит процесс непосредственного участия в телевизионной съемке, а именно работа с режиссером, звукорежиссерами, операторами и ведущей. Ученики активно включаются во взаимоотношения с другими участниками процесса, получают возможность развить свои таланты, реализовать собственный потенциал, не боятся выражать себя, мыслить гибко, креативно, отходить от готовых шаблонов, применять актерский талант, эмоции, а также допускать ошибки, чтобы найти истину.
В результате, с помощью синергетических приемов (свобода выбора, свобода творчества, многовариантность, толерантность и др.) - достигается бифуркация. Когда диссипативные системы активно обмениваются с окружающей средой информацией - начинают развиваться и самоорганизовываться.
3 этап - контрольный этап.
На данном этапе - происходит общественное признание и осмысление учащимися полученных результатов.
Для перехода личности на более высокий уровень важно общественное признание. Поэтому на уроках демонстрируется фрагменты телепередачи, происходит высказывание мнений учащихся, обсуждение их ощущений, отношения, дается положительная оценка.
В процессе рефлексии учащиеся осуществляют самоанализ своей деятельности, анализируют свои ощущения, чувства, высказывают свое отношения к выполненной работе. Составляют план по дальнейшему самосовершенствованию.
Как подчеркивают Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловская, новое осмысление — это не просто разрушение привычного смыслового ряда, это есть его пересоздание. Изменения в ученике можно наблюдать в процессе рефлексии: «Когда-то мне казалось...», «»Раньше я думал, что...»[6, С.50]. В процессе организации осмысления учащимися всего действия, своего состояния как его результата, своего места в общем энергетическом процессе важно не потерять созданный эмоциональный позитивный фон, так как саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Таким образом, участие в телепрограмме «Я люблю якутский язык» создает условия, при которых становятся возможным активное и продуктивное творчество ученика, дается возможность учащимся самореализоваться, получить бесценный опыт, знания и умения. Именно самореализация является важным компонентом на пути к саморазвитию. Возможно, телепрограмма «Я люблю якутский язык» станет своеобразной точкой бифуркации на пути к развитию и саморазвитию.