Новые условия обучения иностранным языкам в системе СПО обуславливают необходимость поиска новых эффективных путей оценивания результатов обучения и мотивации студентов. Перед преподавателями иностранного языка сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности [2].
Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студентов и обеспечивали их выявление. Важнейшими принципами контролирования обученности как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). В соответствии с этими функциями выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний обучающихся. Необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов при выборе методов измерения [1].
Правильно оценить результативность занятия иностранного языка можно только в том случае, если разработана соответствующая система критериев и показателей оценки деятельности. Такие критерии разрабатываются в зависимости от конкретных целей занятия, но так или иначе они связаны с требованиями, которые предъявляются студентам в виде рекомендаций, памяток. Примером таких рекомендаций могут служить правила ведения дискуссии, вопросы для самоанализа, таблица, позволяющая оценить свой стиль поведения в конфликтных ситуациях, перечень требований к публичной речи, тест на рефлексию.
Все эти и подобные им рекомендации, требования осваиваются студентами постепенно в процессе обучения на занятиях любого типа и являются своеобразной подготовкой к самооценке собственной деятельности.
Применительно к групповой форме обучения в качестве рекомендаций студентам можно рассматривать алгоритм работы в группе [3].
Работайте в группах. Следуйте алгоритму работы:
- 1. Внимательно ознакомьтесь с заданиями кейса.
- 2. Выберите в вашей группе координатора, который будет руководить всей работой. Распределите роли (медсестра; докладчик – выступает с результатами работы от всей группы; дизайнер – занимается эстетическим оформлением режима дня для больного и постера).
- 3. Пользуйтесь учебниками, записями в тетради, методической разработкой, словарями и справочной информацией.
- 4. Представьте работу вашей группы всему коллективу и заполните карточку оценок. Передайте карточку оценок преподавателю.
Непосредственно на занятиях в группе студентам предлагаются специальные материалы, которые позволяют обобщить и оценить результат работы каждой группы и каждого ее участника. Это может быть карточка оценки, взаимооценки и самооценки как простейший вариант.
Карточка оценок
Списокгруппы |
Взаимооценка работы в группе (макс. 5 баллов) |
Самооценка (макс. 5 баллов) |
Общая оценка (макс 5 баллов) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Кроме оценки поощрением может быть похвала педагога, выделение для группы дополнительного времени, предоставление свободного времени, записи индивидуальных или групповых достижений в специальный журнал. Целесообразно оценить и степень активности личности в процессе решения общей задачи.
Одним из приемов, который я использую на своих занятиях английского языка в медицинском колледже, является «Лист оценивания».
Фамилия и имя студента, № группы |
Задание № 6 (оценивается преподавателем)
|
Задание № 7
|
Задание № 9
|
Задание № 10
|
Задание №11
|
Оценивание преподавателем устных ответов |
Оценка за занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист оценивания
Рекомендации по его заполнению даются в заданиях методической разработки для студента.
Задание № 7. Прослушайте запись и заполните пропуски. Проверьте по эталонам ответов (см. приложение 2). Заполните лист оценивания (см. приложение 4).
Задание № 9. Прочитайте статью и определите, являются ли данные ниже утверждения верными или нет. T (true) – верно, F (false) - неверно. Обменяйтесь результатами с соседом, проверьте по эталонам (см. приложение 2). Заполните лист оценивания (см. приложение 4).
Эталоны ответов
Задание № 7
Верные ответы |
Оценка |
7 |
5 |
6 |
4 |
4-5 |
3 |
< 4 |
2 |
1 – red blood cells
2 - oxygen
3 – hemoglobin
4 – white blood cells
5 - infection
6 – platelets
7 – clot
Задание № 9
1F
2T
3F
4T
5F
Верные ответы |
Оценка |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
< 3 |
2 |
Таким образом, «Лист оценивания» заполняется совместно студентами и преподавателем. Как показывает практика, такая форма оценивания является одним из действенных средств стимулирования и положительной мотивации студента. Одним из преимуществ такой формы выступает наглядность (гласность). В течение занятия студент имеет возможность контролировать свои успехи. Форма «Листа оценивания» может меняться в зависимости от темы и вида занятия. Важнейшим принципом данного метода контроля является систематичность, поэтому проведение подобного занятия требует тщательной разработки и подготовки педагога.
Портфолио как метод оценки личностных достижений студентов в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию [1]. Портфолио является не только современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию студентов СПО, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
Подводя итоги, следует отметить, что в рамках новых условий обучения иностранным языкам разрабатываются и современные формы оценивания, которые помогают реализовать в полной мере потенциал курса иностранного языка в системе СПО. Современные виды оценивания дают возможность обучающимся проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.