Полный текст статьи
Печать

Якутский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» представляет собой многоуровневую образовательную организацию, в которой ведется обучение по программам высшего и среднего профессионального образования, а также осуществляется профессиональная переподготовка плавсостава и подготовка специалистов флотских рабочих профессий, проводятся курсы повышения квалификации. Иными словами, в данном учебном учреждении реализация многоуровневой системы образования осуществляется посредством разделения уровней образованности и профессионального образования и реализации концепции непрерывного образования. Так, в ЯИВТ по программам среднего профессионального образования выпускники получают квалификацию техника, по программам высшего образования – бакалавра, дальнейшее обучение в магистратуре осуществляется в головном вузе в г. Новосибирске (ФГБОУ ВО «СГУВТ»).

Основная цель воспитательной деятельности в Якутском институте водного транспорта направлена на формирование активной жизненной позиции курсантов и студентов через становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России и флотских традиций.

В качестве направлений воспитательный отдел ЯИВТ ставит следующие задачи:              1)моделирование личностно-ориентированной воспитательной системы и внедрение ее в образовательный процесс;

2)создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития курсантов и студентов;

3)повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива и социума;

4)развитие общей культуры обучающихся через приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям;

5)формирование патриотического отношения к выбранной специальности, институту.

В рамках решения практических задач совершенствуются формы и методы воспитательной работы, которые реализуются через организацию и координацию работы Совета курсантов и студентов, внедрение воспитательных технологий, постоянное психолого-социальное сопровождение.

Так, в рамках задачи по моделированию личностно-ориентированной воспитательной системы вработе с курсантами и студентами учитываются их психолого-педагогические характеристики, согласно которым подбираются поручения в области культурно-массовой и общественно-значимой деятельности.   

Таблица № 1

 №№

Причины включения курсантов

Методы выявления курсантов для включения

Формы работы с курсантами, включенными

1.

в группу риска

в группу риска

в группу риска

 

- установленный факт учета в комиссии по делам несовершеннолетних;

- факт привлечения к уголовной ответственности;

- нарушение правил внутреннего распорядка института, склонность к безнадзорности;

- устойчивое или демонстративное нежелание погасить академические задолженности;

-систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины;

-неадекватное поведение и проблемы с психическим здоровьем

-педагогическое наблюдение педагога-психолога, социального педагога, воспитателей и преподавателей;

- результаты психолого-педагогического тестирования

-индивидуальные беседы педагога-психолога, социального педагога, воспитателей и заместителя директора по ВР с родителями, опекунами и с самими курсантами;

-информационные сообщения в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

-представление законных интересов несовершеннолетних курсантов в правоохранительных, следственных и судебных органах;

-организация консультаций и обследования в специализированной клинике;

- привлечение курсантов, склонных к правонарушениям, к общественной, спортивной и культурно-массовой работе

2.

в группу ППВ

в группу ППВ

в группу ППВ:

 

-психологические особенности (замкнутость, устойчивое чувство одиночества или стремление к неформальному лидерству, немотивированные вспышки гнева, эмоциональная неустойчивость);

-проблемы с адаптацией, трудности в общении со сверстниками;

-недостаточная сформированность мотивации к учебной деятельности;

-демонстративный тип поведения;

-отсутствие самоконтроля и саморегуляции;

-особенности семейного положения курсантов (наличие детей);

-проблемы с физическим здоровьем

 

-педагогическое наблюдение педагога-психолога, социального педагога, командиров-воспитателей и преподавателей;

-результаты психолого-педагогического тестирования

 

-коррекционные мероприятия педагога-психолога;

-индивидуальные беседы педагога-психолога, социального педагога, воспитателей и заместителя директора по ВР с родителями, опекунами и с самими курсантами;

-выселение из общежития;

-административные взыскания (выговоры);

-организация консультаций с медицинскими работниками;

-назначение усиленного питания и рекомендации проживать в общежитии;

-социальное кураторство в городской администрации по решению семейных проблем курсантов;

-привлечение курсантов к общественной, спортивной и культурно-массовой работе

 

Так, в группу риска в осеннем семестре 2015/2016 учебного года входило 19 курсантов, на конец же учебного года уже 6 курсантов.  В течение осеннего семестра 2015-2016 учебного года совместно с педагогом-психологом сформирована группа повышенного педагогического внимания. В группу ППВ включено 15 курсантов. В течение учебного года в группу ППВ было включено 17 курсантов, на конец учебного года в группу ППВ входят 15 человек, отчислено 2 курсанта по собственному желанию.

Ведется профилактическая работа по предотвращению правонарушений и социально-психологической адаптации первокурсников. Социальным педагогом проведено 48 индивидуальных консультаций с курсантами и их родителями, педагогом-психологом проведена 41 консультация с курсантами и их родителями. Родителям постоянно оказывалась помощь просветительского характера, с курсантами велась работа коррекционно-развивающего характера.

В рамках создания условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития курсантов и студентов наиболее значимыми мероприятиями являются: смотр-конкурс «Новые имена»; участие курсантов в спартакиаде Баскомфлота и других спортивных  мероприятиях; театрализованный концерт «Поклонимся великим тем годам», посвященный Победе в Великой Отечественной войне; участие курсантов и студентов во II Республиканском военно-патриотическом слете молодежи, посвященном 70-летию окончания Второй мировой войны и 90-летию Якутской национальной военной школы; в Дальневосточном Свято-Иннокентьевском студенческом форуме; в городском концерте, посвященном «Дню неизвестного солдата» и др.

По направлению повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива и социума в учреждении  организована психолого-профилактическая работа (практические занятия педагога-психолога посредством тренингов, ролевых и ситуативных игр и т.д.); мероприятия (тематические часы с приглашением представителей МЧС по подготовке к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций; участие курсантов в работе дискуссионной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание школьников и молодежи» в рамках Форума–диалога «Национальное многообразие – единство России» и др.). В рамках развития общей культуры учащихся через приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям обучающиеся посещают кружки «Вокал», «Театральное искусство», учреждения культуры, активно участвуют в республиканских и городских акциях (например, «Россия – это мы!», «Свеча памяти» и др.). Немаловажную роль играет участие курсантов и студентов в культурно-массовой деятельности института, общий охват обучающихся в которой составил 74%. Что касается вопросов формирования патриотического отношения к выбранной специальности, к институту, в ЯИВТ курсанты и студенты систематически посещают Музей речников Ленского бассейна и проводят там экскурсии для гостей; для обучающихся проводят экскурсии на теплоходы и такие тематические классные часы, как «Капитан северных рек», «День моряка-подводника» и т.д.

Особую роль в воспитательной работе в институте играет организация социального партнерства. Так в контексте педагогических исследований социальное партнерство – это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [1]. Якутский водный институт сотрудничает c  Управлением Губинского округа  и управлением молодежи и семейной политики Окружной администрации города Якутска,  ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». ООО Судоходная компания «Якутск», ООО Судоходная компания «Вилюй». ГБПОУ «Жатайский техникум»; МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №21», также зарождаются отношения сотрудничества с МБОУ «Чокурдахская СОШ им. А.Г. Чикачева»  и МБОУ «Белогорская Гимназия Им. Н.Н. Ефимова».

Оценивая воспитательную деятельность, проводимую в ЯИВТ, можно констатировать, что воспитательная работа направлена на всестороннее развитие личности, развитие чувства гражданственности и патриотизма, формирование нравственных принципов, пропаганду здорового образа жизни, профилактику правонарушений, алкоголизма и наркомании. В реализации указанных направлений широко используются возможности учебного процесса, в рабочих учебных программах выделяются вопросы нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов. 

Структура системы управления воспитательной деятельностью позволяет установить достаточно четкую систему взаимосвязей между подразделениями внеучебной деятельности и их функциями. Единоначалие обеспечивает сосредоточение всей совокупности процессов, имеющих общую цель. Регламентация ответственности руководителей подразделений обеспечивает эффективное реагирование их на прямые указания вышестоящих органов. Информационное обеспечение внеучебной деятельности соответствует современным требованиям (сайт, информационные стенды, плазменная панель); ежемесячно на педсоветах заслушиваются отчеты о воспитательной работе.

В качестве мониторинга проводится анализ и оценка внеучебной деятельности, в том числе через анкетирование студентов и курсантов, по итогам которого вырабатываются предложения по совершенствованию воспитательной деятельности.

Обобщая все направления воспитательной деятельности, проводимой в ЯИВТ, можно констатировать, что цели, поставленные программой воспитательной деятельности, выполняются в полном объеме, носят системный характер; существуют развитые традиции во всех направлениях деятельности образовательной организации; выстроены горизонтальные и вертикальные связи между подразделениями, занимающимися воспитательной деятельностью.