Полный текст статьи
Печать

В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью. Формирование этой компетентности задача образования начиная с раннего, дошкольного возраста. «Нет детей, не способных к математике» обучение должно строиться, не допуская пробелов, на основе определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. У обучающихся постоянно должна поддерживаться уверенность в своих силах, интерес к математике, приложение ее к реальным жизненным задачам.

Математика в МОБУ «СОШ № 10 им. Д. Г. Новопашина» занимает одно из важных мест, так как является очень удобным предметом для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся. Система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность «приобщиться» к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике.  Обучение на уроках математики искусству решать задачи дает учителям возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у детей такие качества как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, работать творчески. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Поэтому математика занимает особое место в учебном плане школы: на ее изучение добавлены часы из школьного компонента, в 9, 10, 11-х классах предусмотрены элективные курсы и курсы подготовки к ЕГЭ.

Анализ ситуации с математическим образованием в МОБУ СОШ № 10 показал в целом неплохие результаты. В последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс учебные программы для классов с профильным изучением математики и информатики, математики и физики.  Несомненно, данные программы направлены на выстраивание системы работы с математически одаренными учащимися. Одаренные дети также требуют и индивидуальный подход через индивидуальные занятия и систему подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям.

При анализе мы обратили внимание, что достаточно эффективна система преемственности математического образования при переходе ученика из основной школы в профильные классы. Основная и старшая школы обсуждают со своими предшественниками уровень требований, предъявляемых к ее выпускникам для успешного продолжения образования на психолого-педагогических консилиумах и на заседаниях кафедры.  Но работа с личностью ученика на предыдущем этапе его образования учителями основной и старшей школы всё же может быть более систематической и целенаправленной.

Также мы обратили внимание на повышение квалификации учителей математики школы. Система повышения квалификации учителей математики, существующая в МОБУ СОШ № 10 включает в себя прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации, проведение семинаров, практикумов, содержание которых ориентирует педагогов на развитие личности ребенка, учит их технологии формирования условий для самообразования личности, реализации этих условий. Творческие отчеты МО учителей математики, информатики и физики дают возможность каждому учителю рассказать о результатах своей работы коллегам из школы и города, обменяться с ними мнением по интересующим их проблемам.

Имея положительную динамику в математическом образовании, мы выделяем и задачи над которыми нам необходимо работать. В эти задачи входят особенности комплектации профильных классов и более тщательная подготовка участников математических олимпиад. А также отмечаем, что на сегодня в МОБУ СОШ № 10 учителя не сумели создать условия для полноценной исследовательской деятельности учащихся.

Мы считаем, что при проведении уроков математики следует применять современные педагогические технологии, повышающие интерес школьников к изучению математики, позволяющие ученику почувствовать свою успешность при изучении предмета. Учителям необходимо делиться наработками по реализации Концепции развития математического образования с коллегами. Для этого им необходимо принимать участие в предметных семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах и олимпиадах для педагогов, проводимых как на муниципальном, так и на Всероссийском уровнях. В популяризации математики среди обучающихся и их родителей большую роль играют проводимые предметные недели или декады. При проведении таких мероприятий можно привлекать помимо учителей и учащихся родителей, преподавателей вузов.

Очень важно создание общественной атмосферы к достижениям учащихся в изучении математики. Успехи обучающихся в изучении математики необходимо доводить до сведения не только членов педагогического коллектива, но и учащихся, а также родителей.

На основании анализа математического образования в школе нами была разработаны и утверждены на уровне школы планы работы по реализации Концепции. Несомненно, их реализация поможет поднять уровень преподавания математики в МОБУ СОШ № 10, что сможет улучшить преподавание и других предметов.