Готовность к инновационной деятельности обладает определёнными особенностями педагогической деятельности, которые дают основание рассматривать её как специфический вид профессиональной готовности. В педагогической науке готовность учителя к инновационной деятельности понимается как результат процесса становления профессиональной компетентности педагога.
С точки зрения компетентностного подхода в образовании можно выделить понятие «инновационная компетентность педагога», которое еще не устоялось в терминологии педагогической науки. Одни авторы придерживаются традиционной терминологии и исследуют «готовность к инновационной деятельности», другие – «инновационную компетентность».
На наш взгляд, понятия «готовность педагога к инновационной деятельности» и «инновационная компетентность педагога» синонимичны, так как под понятием «компетентность» мы понимаем теоретическую и практическую готовность педагога решать профессиональные задачи, в данном случае, задачи по реализации инновационной деятельности.
Так Сластенин В.А. понятие «инновационность» определил как «открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения». В современной терминологии также встречается понятие «инновационное поведение», которое мы рассматриваем как синоним понятия «инновационность» [1]. Так Дубинина Т.Н. определяет «инновационное поведение субъекта профессионального образования» как поведение личности, включающее в свою сферу способности, умения и навыки воспринимать, создавать, творчески реализовывать всевозможные новации по наиболее эффективному преобразованию существующей реальности [2].
Понятие «инновационной деятельности учителя» В. А. Сластенин, Л. С. Подымова определяют как деятельность педагога или руководителя по освоению, внедрению различных новаций и овладению инновациями. По мнению авторов «инновационная деятельность», являясь социально-педагогическим феноменом, выступает важнейшей особенностью педагогического труда и характеризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности».
В структуре готовности учителя к инновационной деятельности Лазарев В.С.выделяет следующие компоненты: мотив включения в эту деятельность, комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.
Ильина Н.Ф. понятие «готовность учителя к инновационной деятельности» определяет как сформированность мотивации, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения педагогических инноваций. Личностная готовность педагога к инновационной деятельности, по мнению автора, представлена мотивами, направленностью, уровнем притязаний, самооценкой [3].
Особое место в исследованиях по инновационной деятельности педагога занимают работы М.В. Кларина, который связывает профессиональное развитие педагогов с необходимостью непрерывного образования, организованного через разработку и реализацию социокультурных проектов. Центральным местом в профессиональном становлении учителя к инновационной деятельности, по его мнению, занимает рефлексия, которая позволяет осмыслить и обобщить свой опыт.
Исследователи сходятся в одном, что готовность педагога к инновационной деятельности – мотивационно-поведенческая готовность по реализации новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности. Успешное выполнение педагогической деятельности зависит от уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, которые требуется непрерывно «наращивать», а суть процесса профессионального становления авторы видят в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога.
Таким образом, становление готовности педагогов к инновационной деятельности – это непрерывный процесс качественного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности.
В условиях реализации ФГОС «готовность педагога к инновационной деятельности» приобретает новый аспект, поскольку меняется содержание инновационной деятельности учителя, умеющего управлять своим профессиональным ростом.