Полный текст статьи
Печать

Проблема студенческих отрядов как форма студенческого самоуправления, влияющая на подготовку конкурентоспособных специалистов в системе высшего профессионального образования в настоящее время является достаточно актуальной. Эта тема подробно рассматривается в различных научных исследованиях, например таких как: монография «Социально-педагогическая функция ВУЗа в воспитании современного специалиста» Пономарева А.В., в диссертациях на соискание ученой степени кандидата наук «Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе» Певзнера В.М., «Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социо-культурной деятельности». В них авторы изучают студенческие отряды как неотъемлемую часть педагогического потенциала современного ВУЗа и определяют их как субъект воспитательной работы образовательного учреждения, а также рассматривают социо-культурную деятельность движения студенческих отрядов (СО) как фактор развития лидерских качеств молодежи [1, 2, 3].

Потенциал движения студенческих отрядов может быть определен как ряд возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающих формирование и развитие у студента личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающим высоким уровнем конкурентоспособности.

Потенциал движения студенческих отрядов предстает перед нами в качестве объекта социального управления, изучение и практическое использование которого призвано способствовать достижению целей высшего профессионального образования – подготовке современных конкурентоспособных специалистов.

«Конкурентоспособность личности в общем виде можно определить, как  характеристику личности, обеспечивающую более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда. Таким образом, конкурентоспособность личности определяется степенью соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям» [4].

На основе анализа деятельности движения студенческих отрядов в ВУЗах по характеру и степени влияния на профессиональную подготовку будущих специалистов были выделены на три основные группы:

  1. Характер работы отрядов не совпадает с профилем будущей специальности, получаемой студентами в ВУЗе;
  2. Производственная деятельность осуществляется студенческими отрядами в отрасли, соответствующей профилю приобретаемой в ВУЗе специальности: в процессе подготовки и непосредственно во время работы в отряде студенты получают опыт работы по специальности, что способствует формированию профессиональных компетенций (профильные отряды);
  3. Трудовая деятельность в отряде по содержанию труда максимально приближена к профилю будущей специальности: во время учебного года члены отряда выполняют научную, конструкторскую, проектную, изыскательскую, экспериментальную и другую работу, результаты которой в летний период внедряются в производство (профильный научно-производственный отряд).

Исследования позволяют утверждать, что движение студенческих отрядов обладает самым высоким потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов.