Работа учителя объединяет в себе управляющие, обучающие, развивающие и воспитывающие функции. От профессиональной компетентности учителя зависит эффективность обучения и воспитания учащихся. Современные требования к педагогу предъявляют непрерывного профессионально-личностного развития, самоорганизации, самосовершенствования.
Профессионально-личностное развитие учителя представляет как одно из задач педагогического образования. Развитие педагога затрагивает рост, становление, интеграцию и реализацию личностных качеств и способностей, знаний и умений в педагогической деятельности [1]. Одним из эффективных способов профессионально-личностного развития является технология самоменеджмента.
Внедрение технологии самоменеджмента в деятельности школы происходит в результате проблем управления и исполнения. Педагоги не успевают выполнять все дела во время, не могут распределить дела по степени важности и срочности, перекладывание своих неудач на других, не могут принимать решения, бесконечные совещания [2]. Для достижения более эффективных результатов внедрения технологии самоменеджмента была разработана и активизирована программа «Навыки самоменеджмента», состоящая из следующих занятий:
- Тест-опросник «Самоменеджмент»;
- Семинар «Самоменеджмент»;
- Деловая игра «Навыки ведения переговоров»;
- «Поглотители времени»;
- Личный ресурс времени Практическая работа «Планирование на квадрате Эйзенхауэра»;
- Организация отдыха;
- Самомотивация;
- Коллективный тайм-менеджмент.
В ходе прохождения программы учителя познакомились с новыми понятия «самоменеджмент», «тайм-менеджмент», «выгорание на работе», «самомотивация», «коллективный тайм-менеджмент», «поглотители времени» методами («Хронометраж», «Квадрат Эйзенхауэра», «Помидор»). Все занятия сопровождались беседами, наглядными и раздаточными материалами, играми.
Апробация программы «Навыки самоменеджмента» проходила на базе МОБУ ООШ№6 г. Якутска. В конце обучения участникам опытно-экспериментальной группы снова был проведен контроль уровня сформированности навыков самоменеджмента учителей. Для этой цели мы использовали тест-опросник «Самоменеджмент» [3].
Представленный тест состоит из ряда вопросов, которые выявляют такие шкалы как «планомерность», «целеустремленнность», «настойчивость», «фиксация», «самоорганизация», «ориентация на настоящее». Данный тест-опросник выявляет три уровня сформированности навыков самоменеджмента. Оптимальным является средний уровень, который показывает у педагогов способность быть исполнительным, структурированным и при этом проявлять гибкость, находить неординарное решение.
Диаграмма 1
Уровень сформированности самоменеджмента учителей
до эксперимента после эксперимента
Исходя из результатов определено, на констатирующем этапе высокий уровень у 60% учителей, средний у 40% и низкий уровень - 0%. После эксперимента высоким уровнем обладают 48% педагогов, то есть произошло снижение на 12 %. Средний уровень равен 52% и низкий у 0% учителей. Такой итог демонстрирует, что педагоги сохраняют высокую исполнительность, выполнение заданий без прекословий, негибкости при работе.
Из диаграммы видно, что низкий уровень после эксперимента по таким шкалам как «планомерность», «целеустремленность» и «настойчивость» не встречались. Высокие баллы сохранились на показателях «целеустремленность», «фиксация» и это определяет высокую ответственность и направленность на развитие.
Сравнительные результаты исследования продемонстрировали высокий потенциал внедрения технологии самоменеджмента по формированию навыком в контексте профессионально-личностного развития учителей.