Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов студентов в процессе промежуточной и итоговой аттестации.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью пересмотра педагогами среднего профессионального образования системы диагностики, внутреннего и внешнего контроля, разработки подходов к оценке сформированности общих и профессиональных компетенций.
Перед преподавателями и мастерами производственного обучения стоит задача совершенствовать традиционные средства контроля в русле модульно-компетентностного подхода, научиться формировать инновационные оценочные средства.
Отбор и адаптация инновационных технологий оценивания новых образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода стали одной из задач второго этапа исследования по теме «Модульно-компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся колледжа», проводимого Ульяновским профессионально-педагогическим колледжем в рамках областной Программы развития инновационных процессов.
Для оценивания сформированности общих и профессиональных компетенций и овладения видом профессиональной деятельности по итогам ПМ 03 «Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся по профессиям рабочих (служащих)» используется технология оценивания портфолио.
В нашей статье под технологией «портфолио» будем понимать систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, который активизируется и интенсифицируется индивидуальными образовательными результатами студента по конкретной дисциплине или профессиональному модулю за определенный период обучения, а также результатами подготовки к будущей профессиональной деятельности [3].
Главная цель технологии «Портфолио» - организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию её результатов и продуктов, анализ и оценку, проведенные автором; поддержание высокой мотивации обучающихся [1].
С целью достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в рабочую программу междисциплинарного курса (МДК) была включена тема «Совершенствование профессионализма мастера профессионального обучения», рассчитанная на 20 часов аудиторных занятий.
В результате изучения данной темы студент, в том числе, должен:
уметь:
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
- формировать портфолио;
знать:
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
Поэтому в программу МДК было включено практическое занятие по теме «Составление портфолио и его презентация». В рамках данного практического занятия студенты знакомятся с понятием «портфолио», с его основными видами, примерной схемой портфолио. Так же студентам предлагается составить личное портфолио и презентовать его. При составлении портфолио студенты могут руководствоваться как предложенной примерной схемой, так и взять за основу собственный вариант портфолио.
Программой МДК предусмотрено выполнение студентами и самостоятельной работы по теме «Портфолио мастера производственного обучения». Основной целью, которой является подготовка мультимедийной презентации на основе собранного документального портфолио.
Выполнение названных работ также способствует формированию общих компетенций, таких как:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий [2].
По итогам прохождения производственной (профессиональной) практики по ПМ.03 студенты специальности «Профессиональное обучение» также оформляют портфолио.
Так же портфолио является оптимальным типом задания для экзамена (квалификационного) по ПМ, так как выполнение практического задания по ПМ нецелесообразно и невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему.
Мы посчитали целесообразным использование смешанного портфолио, т.е. содержащее:
- документы студента, показывающие развитие и рост в обучении (оценочные листы по выполнению самостоятельных и практических работ);
- коллекцию работ студента, выполненных за период обучения по данному профессиональному модулю, демонстрирующую прогресс обучающегося в овладении видом профессиональной деятельности;
- материалы, подтверждающие проведение и посещение различных мероприятий с целью овладения видом профессиональной деятельности: фотографии, отзывы, рецензии, заключения и др.;
- документы, подтверждающие достижения студента: сертификаты, грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.п.
Защита портфолио проводится в несколько этапов:
1. Презентация портфолио.
2. Ответы на вопросы по существу представленных документов.
3. Ответы на дополнительные вопросы (при необходимости), которые задаются для уточнения степени освоения профессиональных компетенций данного модуля.
4. Обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии.
5. Доведение до студента выводов и рекомендаций экзаменационной комиссии.
Для презентации портфолио студенту отводится 20-25 минут. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определённый период времени.
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности студента;
- качество изложения материала.
Для оценки качества представляемого портфолио и его защиты нами разработаны матрицы оценивания (Таблица 1, Таблица 2), которые обеспечивают:
- во-первых, объективную оценку сформированности профессиональных компетенций у конкретного студента;
- во-вторых, позволяют точно, четко определить (измерить) уровень сформированности профессиональных компетенций студента.
Таблица 1
Показатели оценки портфолио (фрагмент)
Матрица оценивания
Ф.И.О. студента__________________________________
Профессиональные компетенции |
Основные показатели оценки результата |
Регистрация действий |
||
соответствует (2балла) |
соответствует частично (1 балл) |
не соответствует (0 баллов) |
||
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
Наличие подтверждающей документации о разработанных рефератах, докладах, статьях, других документов, портфолио. |
|
|
|
Наличие материалов анализа деятельности других педагогов |
|
|
|
|
Наличие плана самообразовательной деятельности |
|
|
|
|
Наличие документов, подтверждающих применение педагогических технологий в ходе прохождения производственной практики |
|
|
|
Таблица 2
Показатели оценки презентации и защиты портфолио
Матрица оценивания (фрагмент)
Ф.И.О. студента__________________________________
Критерий |
Регистрация действий |
||
соответствует (2балла) |
соответствует частично (1 балл) |
не соответствует (0 баллов) |
|
Соответствие содержания презентации содержанию портфолио. |
|
|
|
Использование информационно-коммуникационных технологий для презентации содержания портфолио. |
|
|
|
Соблюдение требований к компьютерной презентации: оптимальность количества слайдов; выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала; ясность и логичность изложения. |
|
|
|
Члены экзаменационной комиссии (работодатели, представители колледжа – преподаватели) фиксируют представленные доказательства освоения ПК в итоговой матрице оценивания и затем в протоколе экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю через матрицы оценивания, документы производственной практики (отчет по производственной практике), портфолио (Таблица 3).
Таблица 3
Итоговая матрица оценивания
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
Оценка за производственную практику |
Оценка за портфолио |
Оценка за защиту |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю в форме защиты портфолио меняет структуру традиционного экзамена, подходы к его методическому обеспечению, разработке оценочных средств и процедуры экзамена, а так же позволяет студенту в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально-личностного саморазвития.
На основе изученного опыта использования технологии портфолио, можно отметить следующее: портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Они работают на разных этапах образования и в образовательных организациях различного типа. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него может быть выстроен такой учебный процесс, который позволит развить качества, необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.