Полный текст статьи
Печать

Правовой основой заявленной работы является: Концепция внедрения профессионального стандарта педагога, включающая возможность  образовательным организациям сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых будут разработаны и приняты локальные нормативные акты (такие как эффективный контракт и другие), закрепляющие требования  к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности[1].

Особый статус агрошкол был закреплен Законом «Об образовании» РС (Я) от 15 декабря 2014 г. Связи с этим возникает потребность к определению методологического содержания и соответствия учебно-воспитательного процесса, укомплектованности инфраструктуры опытно-экспериментальной, учебно-производственной базы, исходя, из типа образовательного учреждения и требованиям предъявляемые к педагогам, что было отражено во внутренних локальных актах, включая  программу развития Токкинской агрошколы [2].

  Мы убедились, что успешное выполнение программных мероприятий невозможно, без соответствующих компетенций учителя, с позиции идей оценки труда педагога, его инновационной и учебно-производственной деятельности, творческого отношения к делу, степени участия в научно-исследовательской и опытно - экспериментальной работе. Также в штатном расписании  были открыты вакансии «Мастер производственного обучения» на три единицы, т.е. привлечены  специалисты сельхоз. специализации в систему профильного обучения и профессиональной подготовки обучающихся.   

С целью  интеграции творческого потенциала мастеров производственного обучения в развитии инновационных процессов, учебно-воспитательной, опытно-поисковой деятельности в условиях реализации проекта «Школа как центр трудового воспитания» программы развития школы по агронаправлению и методической темы школы: «Развитие профессиональной компетентности преподавателей в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС», было создано Методическое объединение учителей по внедрению агрокомпонента в образовательный процесс.

  Исходя, из агротехнологической специфики учебного заведения план работы МО «Агро» учитывает тесное взаимодействие между всеми методическими объединениями, членов администрации школы, согласно функциональным обязанностям программы развития школы по агронаправлению.    

В достижении поставленных задач определения профессиональной компетентности учителя агрошколы, МО «Агро» были инициированы следующие направления работы. Сожаленью, формат данной статьи не позволяет полностью раскрыть все аспекты, позвольте кратко охарактеризовать некоторые из них:

Во-первых, был разработан локальный акт «Кодекс корпоративной культуры» нашей агрошколы, способствующий укреплению и развития корпоративной культуры, повышения уровня мотивации педагогического состава, сотрудников для обеспечения сознательной поддержки стратегии и основных программ деятельности агрошколы, направленных на улучшение качества подготовки выпускников и повышения престижа агрошколы в общеобразовательном пространстве Олекминского района и Республики Саха (Якутия).

Кодекс регламентирует главные аспекты корпоративной культуры «Токкинской школы-интернат среднего общего образования», обязательные для ее педагогов, сотрудников.

В свете реализации положений кодекса, были разработаны и внедрены корпоративные символы:  Герб, Гимн, Атрибуты и единая форма для педагогов школы. Также, в 2015 г. решением районного совета депутатов Токкинской агрошколе было присвоено имя учителя и передовика колхозного строительства Петра Платоновича Ощепкова. Отдельностью были оговорены регламенты производственных собраний,  корпоративных вечеров, ценностей, конфликта интересов и другие вопросы.

Рисунок 1.Степень участия учителя в учебно-производственной деятельности агрошколы 

Во-вторых,  в учебно – методической работе, при наличии тематических семинаров, методических и педагогических советов, критериев распределения фонда стимулирования педагогов были введены следующие формы мониторинга оценки результативной работы учителей, такие как «собеседование» в начале учебного года, с целью определения тех показателей, которые педагог должен добиться в течение запланированного периода с учетом требований и направлений развития агрошколы;

Отдельные требования по степени участия в агронаправлении школы были включены при заседании школьной аттестационной комиссии (Рис.1).

В результате мы достигли следующих результатов по агротехнологическому направлению, где по инициативе директора и общественности наслега и района в  школе был открыт агротехнологический профиль (10а, 11акл.); содержание агрокомпонента на предпрофильном уровне (1-9 кл.) составило100%; по итогам IX Республиканского смотра – конкурса деятельности агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) (по численности учащихся от 201 и выше) школа получила III место;  2014, 2015 гг. на районной ярмарке «Осенняя акварель» среди ОО Олекминского района, отмечена дипломом I степени. Проведены I районный педагогический конкурс среди агрошкол Олекминского района «Лучший урок с использованием агрокомпонента», республиканские агрочтения им. Петра Платоновича Ощепкова. 2014-2015 уч. году школа в рамках агротехнологического профиля начала реализовывать программы профессионализации: «Швейное и столярное дело», «животноводство», «овощеводство», «автодело». В 2015-2016 уч. года совместно с Олекминским техникумом механизации с/х «Тракторист» категории «В», «С». С 2015 г. Токкинской агрошколе присвоен статус «Ресурсного центра агропрофилированных школ Олекминского улуса».

Этому, безусловно, способствовали усилия администрации на создания благоприятного обеспечения инфраструктуры образовательного пространства, что подтверждается высокой степенью методического уровня,  интеллектуального и креативного потенциала педагогического коллектива, более 26% учителей имеют высшую, 33% первую квалификационную категорию, 40% соответствуют занимаемой должности и участием в профессиональных конкурсах, НПК, олимпиадах и др. мероприятиях педагогов: с охватом 100%, среди них призеры на муниципальном уровне: 14 (31%), на республиканском уровне: 11 (24,4%), на российском уровне 5 (11,1%).

Педагоги и мастера производственного обучения ежегодно показывают высокие результаты по итогам участия обучающихся в НПК и олимпиадах среди агрошкол респ. Саха (Якутия).

 Токкинская агрошкола имеет первый показатель в районе по доле участников и призеров научных конференций школьников от числа учащихся: 167 (89%), из которых призеры на муниципальном уровне: 19 (11,3%), призеры на республиканском уровне: 21 (12,5%); Высока доля участников  призеров олимпиад школьников от числа учащихся: 151 (81,2%), из которых призеры на муниципальном уровне: 10 (5,3%), призеры на республиканском уровне: 1 (0,5%), призеры на российском уровне: 4 (2,1%),  что является одним из факторов выбора учащимися с/х специальностей в среднем 10 выпускников (36%); учащиеся и педагоги активно участвуют во всех районных и республиканских спортивных мероприятиях с охватом среди учащимися 187 (100%), среди них призеры на муниципальном уровне: 45 (25%), на республиканском уровне: 5 (2,5%);

В третьих,  учебно-производственная деятельность агрошколы, участие учителей в проектной и грантовой деятельности.

Если из 20-25 выпускников нашей школы, обратно в село вернуться хоть 5 в качестве молодых специалистов (учителями, врачами) и среди них один займётся предпринимательством или крестьянским-фермерским трудом и наладит с/х производство. То село будет жить, в этом и заключается миссия агрошколы.

Исходя из этого, нам потребовались новые образовательные технологии, способные заинтересовать учащихся к проектам социально-экономического развития своего региона и в соответствии с этим представлять обучающимся не только традиционные методы (исследовательская де в форме докладов, участия в спортивных мероприятиях, творческих конкурсах), но и дать возможность учащимся быть авторами собственных проектов направленные в соответствии с принципами агрошкол на производственные, предпринимательские инициативы.

С этого учебного года учителя написавшие бизнес – проект с привлечением учащихся могут получить до десяти тысяч рублей.

Также, Токкинская агрошкола активно участвует в привлечении внебюджетных средств по средствам предпринимательской деятельности школы (Деятельностью автомобильного, грузового, специализированного транспорта; Продажа биогумуса; Услуги мини-пилорамы Реализация рассады и сельхоз продукции), участие педагогами в грантах районного и республиканского уровней, так по данной линии ежегодно привлекается в среднем по одному миллиону рублей в год.

  В-четвертых, организация социального партнерства как фактора роста профессиональной компетентность учителей агрошколы.

Школа имеет социальных партнеров по трем направлениям основной деятельности, первое направление связанно с обеспечением научно-методического сопровождения агротехнологического образования по договору с научно-исследовательским институтом с/х СО РАН. Второе направление по краткосрочному договору в летний период с СВФУ, Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН в рамках проведения летних лагерей и кочевой школы «Авданна. Третье направление с сельскохозяйственными предприятиями по вопросам производственной деятельности и организацией с/х практики обучающихся и реализацией программ профессионализации [3].

  Таким образом, Токкинская  агрошкола имеет достаточные возможности и степенью профессиональной компетентности педагогов для реализации агротехнологического образования.