Во второй половине XX в. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос о сложности адаптации человека как личности в образовательном процессе.
Человек сталкивается с определенными трудностями, когда поступив в новое учебное заведение, его уже сложившиеся на данный момент взгляды, установки, убеждения, начинают претерпевать коренные изменения. Незнакомая обстановка, новый коллектив, высокие требования, а также оторванность от родителей, неумение правильно распоряжаться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с окружающими.
Кроме того, большое различие между средней школой и высшим учебным заведением, своеобразие методики и организации учебного процесса в университете, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы – все это вызывает огромное эмоциональное напряжение, что зачастую приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда вытекает и низкий уровень успеваемости на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований университета.
Успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в университете является фундаментом для дальнейшего развития каждого студента и как человека, и как будущего специалиста.
К сожалению, организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в надлежащей мере адаптацию студентов к характерным условиям образовательного учреждения. В результате недостаточно продуманных с данной точки зрения подходов к организации педагогического процесса, отсутствия согласованных действий преподавателей, недостаточного внимания к данной проблеме со стороны руководства ВУЗа, студенты адаптируются к учебному процессу достаточно сложно.
В эффективности адаптационного процесса заинтересованы все участники учебной деятельности: как сами первокурсники, так и работающие с ними преподаватели и сотрудники, а также руководство факультетов и университета. Благополучное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, положительно повлиять на процесс взаимоотношений с преподавателями и одногруппниками, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов факультетской и университетской общественной жизни.
В итоге становится очевидной важность поиска путей активизации педагогических условий, которые способны обеспечить адаптационный процесс студентов-первокурсников.
Процесс адаптации необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психологическая адаптация, оказывающая в значительной мере влияние на адаптационные процессы, которые осуществляются на иных уровнях.
Для успешной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому первокурснику. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных неформальных мероприятий, на которых ребята ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и студентами более старших курсов.
В образовательном процессе огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации. Социализация – это процесс приобретения индивидом образцов поведения, ценностей, которые необходимы для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в учебных заведениях, СМИ и т. д.
На формирование личности особое воздействие оказывает процесс воспитания, формирующий мировоззрение, навыки, привычки, мышление, а взаимосвязь с окружающими, развивает у него навыки социального взаимодействия, удовлетворения своих потребностей, нравственные и этические нормы, создавая условия для самоутверждения и самосовершенствования.
В задачи учебного заведения входит не только формирование профессиональных компетенций, но и научить «вжиться» в новую образовательную среду, полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. В соответствии с этим помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Любое обучение, особенно вузовское, является весьма сложным процессом. Это связано с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Существуют не только общие трудности, которые типичны для всех студентов, но и частные, которые характерны только для студентов младших курсов, например, стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности.
В рамках исследуемой проблемы нами была разработана анкета и проведен социологический опрос среди студентов первого курса Института экономики и управления Северо-Кавказского Федерального Университета. На вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в первые месяцы обучения в высшем профессиональном учреждении?» 40% ответили: «заметно возросший объем учебной нагрузки», 38% отметили «сложность усвоения новых учебных дисциплин», 14% - «выстраивание новой системы отношений с преподавателями», 8% - «сложности в отношениях с товарищами по учебе».
По результатам того же исследования только 30% из всех опрошенных первокурсников категорически отрицают необходимость психологической помощи в адаптации к новому учебному процессу, 30% учащихся затруднились с ответом. Остальные 40% первокурсников считают, что им нужна психологическая помощь. На вопрос «При решении каких проблем им нужна в первую очередь психологическая помощь?», 60% ответили: «преодоление стресса перед первой сессией», 32% - «вхождение в новый коллектив», 7% - «сплочение учебной группы» и 1% - «решение личностных проблем».
Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что каждый второй первокурсник сталкивается с серьезными трудностями в начале своей образовательной деятельности.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного потенциала в процессе обучения достигается определенное состояние индивида – адаптированность.
Мы предлагаем с целью решения проблемы адаптации первокурсников в образовательное пространство и с целью социализации личности студентов, внедрение деятельности тьюторов в учебный процесс, как одну из возможностей изменения существующей педагогической реальности.
В последнее десятилетие появляются работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении новых ролей преподавателя, как фасилитатор, модератор, игротехник, методолог, тьютор и др. (Громыко Ю.К., Слободчиков В.И., Щедровицкий П.Г., Ковалева Т.М. и др.).
Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х годов во время реформирования всей системы отечественного образования.
В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов.
По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе открытого образования является существенным компонентом в системе образования и выполняет функции консультанта, преподавателя, методиста и наставника» [1].
В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» терминологическое значение «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, которое облегчает процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей» [2].
А Т.М. Ковалева считает, что «тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [3].
В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как преподаватель-консультант - специалист в области организации образования и самообразования [4].
Мы согласны с мнениями Т.М Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной и других, считающих, что тьютор – это, прежде всего позиция педагога, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск [5].
Работа тьюторов направлена на формирование у студентов:
- личных качеств студента;
- аналитического мышления;
- командных навыков;
- организаторских способностей;
- умения работать на перспективу.
Тьютор проектирует события, которые направленны на раскрытие и поддержку образовательных интересов учащегося, организует включение студента в игровую, проектную, авторскую деятельности в ходе получения образования, помогает в реализации образовательной инициативы. Тьютор осуществляет помощь в получении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Роль тьютора заключается в обустраивании индивидуальной и групповой самоподготовки учащихся; проведении тьюториалов, где осуществляется анализ образовательных успехов и трудностей учащихся, эффективность проб разных видов деятельности, продуктивность переходов от пробного действия к результату [6].
Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает ему оценить эффективность обучения, организует обратную связь с другими субъектами образовательного процесса. Осуществляя рефлексию образовательного движения тьюторанта, тьютор оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования [7] .
В результате этого взаимодействия студентов с тьюторами, они овладевают знаниями, навыками и умениями, растут духовно, так как у них развиваются положительные личные качества, умственные способности, воля, организаторские способности, навыки работы в каманде и многое другое, что в конечном итоге положительно отражается и на учебном процессе.
Выстраивая тьюторское взаимодействие, прежде всего, необходимо определить его цели, а понимая ценность каждого, вступающего во взаимодействие, выбирать эффективные педагогические средства для достижения поставленных целей [8].
В заключении хотелось бы сказать, что проблема адаптации студентов очень актуальна на сегодняшний день. Процесс обучения необходимо пересмотреть с другой стороны и внедрить в него совершенно новые для современного общества силы (тьюторство), которые являются связующим звеном между преподавателями и студентами. Они помогут адаптироваться и влиться быстрее в процесс обучения. К сожалению, тьюторство сейчас только входит в высшие профессиональные учреждения, что затрудняет процесс адаптации первокурсников к образовательному процессу, а ведь тьюторы - это молодые наставники с лидерскими качествами, которые могут направить студентов в правильное русло, повести за собой и направить их знания, умения и энергию в правильном направлении. Наставничество – трудоёмкий, но интересный процесс, который непременно даст свои результаты и отдельно взятому первокурснику, и образовательной организации в целом.