Полный текст статьи
Печать

      Подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего необходимыми личностными и профессиональными компетенциями, способного реализовать собственные потребности в профессиональной деятельности, а также интересы региона в целом – основная задача Якутского автодорожного техникума.

В соответствии с содержанием ФГОС СПО связанного с введением компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс важными целями образования являются развитие у студентов автодорожного техникума способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Таким образом, основным результатом деятельности техникума становится ни система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

        Введение новых образовательных стандартов (ФГОС СПО), личностный и деятельностный подходы к организации учебной и педагогической деятельности требует ориентации на индивидуализацию процесса обучения. Идея создания индивидуальной образовательной траектории родилась из потребностей самой жизни: необходимость создания условий для реализации способностей студентов, разный уровень подготовки, обученности и надпредметных умений, различие стилей индивидуальной познавательной стратегии и различный уровень мотивации, личностные особенности обучающихся - все эти факторы возможно учесть только при индивидуализации обучения.

        Для реализации этих задач немаловажное значение отводится достаточно новой единице, включенной в образовательный и воспитательный процесс СПО - тьютор.

        Должность тьютора вбирает в себя практически функции психолога, социального работника, куратора группы. Актуальность обращения к проблеме тьюторства подтверждается и включением в 2010 году в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника характеристики должности тьютора. Вот как характеризует данный документ должностные обязанности тьютора: «Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее) и т.д.».

 Как мы знаем, основные функции куратора заключаются в том, что он следит за успеваемостью, поддерживает связь с родителями, организует досуговую деятельность.

 

     

 

 

 Основная задача тьютора работать с каждым конкретным обучающимся: а именно, оказывать помощь в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов [1]. В России есть опыт организации тьюторского сопровождения   в СПО. Нами был изучен опыт   Волгоградского социально-педагогического колледжа, который является федеральной опытно-экспериментальной площадкой при ГАОУ «ФИРО», Челябинского сельскохозяйственного колледжа и т.д.

 В  2013 в Якутском Педагогическом колледже    № 1 им. Гоголева состоялась научно-практическая конференция педагогических работников учреждений среднего профессионального образования «Тьюторское сопровождение: опыт, проблемы, перспективы», целью которой было развитие научного и творческого потенциала, инновационного опыта педагогических работников по решению проблем тьюторского сопровождения при решении актуальных вопросов в сфере профессионального образования и реализации ФГОС. И это радует, что наработаны предложения и рекомендации по реализации тьюторского сопровождения в республике.

        Анализ профессиональной деятельности педагогического работника по должности «тьютор», предложенный Минпрофобразования РС (Я)  от 30 апреля 2015 года, предлагают проводить по следующим критериям  как повышение квалификации по профилю педагогической деятельности; обеспечение сохранности контингента; разработка индивидуальных образовательных маршрутов  обучающихся согласно требованиям  ФГОС СПО; успеваемость обучающихся в курируемых группах; участия обучающихся в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях (по преподаваемым профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, дисциплинам); использование новых образовательных технологий;  эффективность работы по программно-методическому сопровождению образовательного процесса; обобщение и распространение в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Назревает вопрос, готовы ли на сегодняшний день мастера-производственного обучения нашего учебного заведения вести тьюторское сопровождение обучающихся? Обсудив Положение о тьюторстве в СПО (Приложение № 6  Минпрофобразования РС (Я)  от 30 апреля 2015 года) пришли к выводу, что в Якутском автодорожном техникуме есть хороший задел для введения тьюторства [2]

      По мнению Э.Г. Аппакова тьютора можно определить как преподавателя нового типа, который играет роль  консультанта и наставника. Потенциал тьютора неограничен и должен быть направлен на то, чтобы помочь учащемуся простроить индивидуальную траекторию продолжения образования в траекторию трудоустройства [3]

       Являясь мастером производственного обучения группы Автомеханик 1-19 (далее гр. АМ 1-19), постоянно провожу с обучающимися рефлексивный анализ их деятельности, направленных на анализ выбора стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Это помогает координировать взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирать оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

         В компетентностном подходе значение слова «знание» означает владение комплексом профессиональных и общих компетенций, позволяющих решать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Для этих целей организовано  обучение ребят  в ГАПОУ РС (Я) «Ресурсный центр развития профессионального образования» по профессии: столяр строительный (8 студентов), ювелир – монтировщик (3 студента). В результате студенты получили Свидетельство о профессии соответствующих рабочих специальностей.

        Немаловажным является  поддержка  познавательного  интереса обучающихся,  перспектив развития и возможности расширения их профессионального  диапазона. Для нас самым престижным является конкурс,  посвященный Дню Автомобилиста. Группа заняла почетное 3 место.  Активное участие группы в Днях предпринимательства и развития туризма РС(Я); знакомство студентов с направлениями Автодорожного и Горного факультетов СВФУ на Днях открытых дверей.

Тьюторское сопровождения студентов педагогическим  коллективом техникума видится в  оказании помощи студенту наилучшим образом реализовать свои возможности, а именно  в   преодолении  трудностей связанных с обучением и овладением профессией, проблем общения с однокурсниками и педагогами.

Для этого на базе автодорожного техникума ежегодно проводится отборочный чемпионат профессионального мастерства Worldskills «Молодые профессионалы», открытое внеклассное мероприятие единый урок памяти «Блокада Ленинграда» и т д.  Республика наша многонациональная, миграционные процессы растут и проблеме формирования и развития  гражданской позиции должно уделяться большое внимание.  Участие  в Форуме – диалоге  «Национальное многообразие-единство России» способствует решению данной проблемы. Имеем Благодарственное письмо Молодежная общественная организации «Союз молодежи профессионального образования РС (Я)». В результате совместной работы  группа АМ 1-19 в конкурсе в номинации «Лучшая группа» заняла почетное  I место.

     Следующее, на что следует обратить внимание – это профессиональные качества личности педагога.  В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетенциями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

В новых условиях педагог не может оставаться прежним, меняются его задачи.  Для формирования тьюторских компетенций  пройдены курсы повышения квалификации «Социально-психологическое сопровождение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях при  ГБПОУ РС (Я) «Жатайский техникум» (2015г.); «Профилактика наркозависимости в молодежной среде» при ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (г.Санкт-Петербург, 2015г.), а также участие в профессиональных конкурсах и конференциях: «Мотивационные технологии формирования общих и профессиональных компетенций»  (ФМФ «Ленский край», 2015г.); НПК «Реализация стратегического партнерства: опыт и перспективы взаимодействия в условиях модернизации системы СПО» (г.Алдан, 2015г.)

       Таким образом, становится очевидным, что организация тьюторского сопровождения в систему СПО способно разрешить проблемы реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе, в результате приобретенные в техникуме не только профессиональные, но и общие компетенции позволяют студентам быстро адаптироваться к условиям жизни после окончания образовательного учреждения и свободно находить свою нишу в новой социальной среде.