Полный текст статьи
Печать

Актуальность: В условиях осуществляемой в настоящее время модернизации профессионального образования необходимо направить усилия на  подготовку специалиста новой формации, отвечающего требованиям современного общества.  Так как село в 21 веке должно развиваться стремительно и динамично. И для этого нужны молодые и креативные специалисты.

Реализация проекта обеспечит решение таких острых проблем, как  закрепление молодежи на селе и их трудоустройство.

Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования агротехнологических компетенций у студентов Аграрного техникума через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Определить сущность понятия «агротехнологическая компетентность»;
  2. Определить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий для успешной подготовки конкурентоспособного специалиста новой формации;
  3. Определить роль проектной деятельности в модели компетентного специалиста аграрного профиля.
  4. Изучить пути развития кадрового потенциала в системе проектного управления;
  5. Определить условия выдачи грантов студентам по итогам участия в конкурсах защиты проектов.

Целевая аудитория: проект рассчитан для выпускников и работников сферы профессионального образования НПО, СПО.

Ключевая особенность: освоение профессии ведется в форме, приближенной к трудовой жизни, по индивидуальной образовательной траектории (ученичество на предприятиях по сетевой форме), что предполагает обновление содержания образования и повышение уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда  в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Конкурентное преимущество: выпускник образовательного учреждения СПО, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель с грантовой поддержкой, который в современных социально-экономических условиях села будет развивать собственное производство.

В настоящее время перед нами остро стоит проблема закрепления молодежи на селе. Одним из направлений решения этой проблемы мы видим, в формировании агротехнологических компетенций, путем ценностного отношения к окружающей среде, к природе. Процесс воспитания студентов представляет собой усвоение агротехнологических компетенций посредством естественного (практического) включения в хозяйственно-производственную деятельность села. Внедрение ФГОС в образовательный процесс способствует качественной подготовке компетентных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях села будут развивать производство.  

Наше образовательное учреждение ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум» открыт в октябре 1967 года в селе Дябыла в центральной усадьбе колхоза имени В. И. Ленина как филиал Тюнгюлюнского профтехучилища №7 Мегино-Кангаласского улуса. Филиал поместили в мастерской Ожулунской восьмилетней школы. В течение 50 лет учреждение готовит специалистов для сельского хозяйства: трактористов, автомехаников, мастеров сельскохозяйственного производства итд. На сегодня перед нами стоит стратегическая задача – формирование компетентного специалиста, обладающего не только определенными профессиональными характеристиками, но и хозяина земли новой формации. Требованием времени становится успешность и конкурентоспособность  выпускников.

Внедрению  данного проекта способствует материально-техническая база: учебный корпус, отвечающий современным требованиям. Имеются учебные мастерские, лаборатории по профессиям, диагностический центр, а также производственная база:  пашня на 80 га, сенокосные угодья, учебно-производственный комплекс «Уоьай» по разведению крупного рогатого скота и лошадей, где студенты нашей ОУ проходят учебную и производственную практику.

Возможность реализации проекта обсуждалась нами давно. В педагогическом коллективе постоянно возникают идеи по закреплению молодежи в сельской местности для улучшения жизни родных сел и наслегов.

В реализации нашего проекта должен быть реализован новый подход, связанный с подготовкой студентов к жизненной и трудовой деятельности   через осознанное формирование  у студентов Аграрного техникума нового статуса – хозяин земли новой формации.

Чтобы сформировать у студентов осознанное восприятие нового статуса хозяин земли новой формации необходимо создать среду (условия), главной ценностью которой будет являться привитие понятия «пример природы в ее очеловеченном восприятии». Так как, человек является частью природы, взаимодействие человека и природы должно быть гармонично во всех отношениях. «Хочешь, есть хлеб – вырасти его. Работай на земле с любовью и уважением, и она накормит тебя. Поддерживай баланс этой взаимной помощи, и природа щедро оплатит тебя своими дарами».

Для привлечения молодежи к проблемам родных сел и для создания новых ярких идей по их решению студенты приобщаются к проектной деятельности. Свою работу мы начали с организации студенческого научного сообщества. Целью СНС является создание и развитие благоприятных условий для формирования агротехнологических компетенций в подготовке специалистов новой формации путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в прикладных исследованиях; поддержки одаренных студентов, развития их интеллектуального потенциала. Сообщество планирует свою деятельность в сотрудничестве с научным кружком Чурапчинского колледжа и со студенческим дискуссионным клубом «Толкуй» студентов высших учебных заведений г. Москвы с целью совместной научной деятельности и обмена опытом – организации деловой игры «Хозяин земли новой формации». Ресурс предпринимательской инициативы обеспечит создание на базе техникума бизнес-инкубирования.

Через проектную деятельность формируем новый тип мышления, проектировочные умения, компетентностный подход, характерный для специалистов новой формации, которые будут развивать кадровый потенциал республики по внедрению проектного управления. Основанием является распоряжение Главы республики Егора Борисова  о внедрении проектного управления в исполнительные органы госвласти.

Положительные аспекты реализации проекта

Проект ориентирован на:     

  • создание среды в ОУ, позволяющей формированию агротехнологических компетенций;
  • создание сообщества студентов и педагогов, внедряющих проектную деятельность в образовательный процесс ОУ;
  • разработку новых инновационных проектов по закреплению молодежи в сельской местности и развитию села;
  • проведение научно-практической конференции по обсуждению проблем реализации данной концепции и поиску путей их решения.

Продукт проекта: организация улусного и республиканского мероприятия на базе ГБПОУ РС (Я) Аграрный техникум» - Деловая игра «Хозяин земли новой формации» (молодые специалисты, студенты техникума, работающая молодежь, старшеклассники общеобразовательной школы) с последующей подготовкой к участию в республиканских проектах «Молодой фермер», «Село XXI века».

Заключение

В условиях осуществляемой  в настоящее время модернизации профессионального образования необходимо направить усилия на подготовку специалиста новой формации, отвечающего требованиям современного общества. Реализация проекта обеспечит решение таких острых проблем, как закрепление молодежи в сельской местности для улучшения жизни родных сел и наслегов.

На наш взгляд, принятие  и реализация данного проекта, выступает условием успешного профессионально-личностного становления будущего специалиста и должна быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов Аграрного техникума. Система подготовки кадров для сельской местности должна оказать влияние и на качественные показатели системы проектного управления и как следствие на уровень конкурентоспособности, в целом являясь ресурсом развития человеческого капитала.

Индикаторы результативности реализации проекта:

  • Повышение успешности студентов в образовательной деятельности;
  • Установка на получение результатов деятельности;
  • Повышение компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности. 

Реализация проекта обеспечит:

  • повышение качества образовательной среды техникума, вследствие использования и внедрения проектной деятельности;
  • повышение имиджа образовательной организации в окружающем ее социуме;
  • качественное изменение профессиональных компетенций студентов и педагогов;
  • развитие социального партнерства и привлечение работодателей к процессу подготовки кадров;
  • подготовку выпускника – «Хозяина земли новой формации». 

В результате реализации проекта у участников будут сформированы