Испокон веков человек старался сделать свой образ и быт более привлекательным. В этом ему помогали одежда, разные аксесуары, обереги которые изготавливаются мастерами изделий из конского волосаи меха. Кроме этого разные вещи применяемые в быту, можно делать из данного материала.Представители профессииизделий из конского волоса являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы не выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные мастера изделий по конскому волосу. Мастер плетения по конскому волос работает в мастерской, меховом, валяльно-войлочном, производстве материалов из конского волоса (волос из хвоста), производства из шерсти от гривы лошадей и с меха лошадей.Мастер осуществляет пошив головных уборов, разнообразных ремешков, веревок, комаромахалки, сумок, циновок сорүө, рыбаловных снастей, оберегов, подстелки, носков и.т.д. Участвует в производстве изделий из конского волоса, шерсти, и из кожи [1].
Обучение швейному делу в Токкинской агрошколе организованно как часть дополнительного образования, в форме кружка. Преподавание курса отведено мастеру производственного обучения.
Мастер производственного обучения ведет целенаправленную работу трудового воспитания и обучения, обеспечивая качественную теоретическую и практическую подготовку учащихся.
Учебно-производственная деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие инновационных процессов, в совершенствовании материально - технической базы учебного кабинета «Швейного дела» (Агродом), здоровьесбережения, учебно-воспитательной, опытно-поисковой деятельности в условиях реализации эксперимента «Школа как центр трудового воспитания», программы развития школы по агронаправлению на 2015-2020 гг. и методической темы школы: «Развитие профессиональной компетентности преподавателей в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС».
Несомненным преимуществом в обучения технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в швейном деле, является наличие лощадей в приусадебном хозяйстве нашей школы, что является постоянной основой обеспечения материалами для практической деятельности кружка (фото №1).
Фото №1 «Дьоhогой О5ото» - экскурсия в конебазе
Курс обучения предполагает развитие функций «сатабыл» - метода обучения и воспитания детей посредством собственной деятельности с использованием существующего опыта народа по воспитанию производственных функций личности[2].
В ходе обучения технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в обучении швейному делу, учащиеся должны обладать уверенными познаниями в профессиональных областях, относящихся к изготовлению изделий из конского волоса, шерсти и декоративно-прикладных изделий:
Формирование знаний:
- Знания по технике безопасности при изготовлении изделий, включая умения, необходимые для применения основных правил техники безопасности и правил действия в аварийных ситуациях, поддержание безопасных условий на своем рабочем месте и на других рабочих местах;
- Знать технологические и физические свойства конского волоса, шерсти;
- Знать правила техники безопасности и охраны труда.
- Знать методы плетения из конского волоса.
- Знать технику сучения веревок из конского волоса.
Фото №2. Подготовительная работа – подбор волос по цвету
Формирование умений:
- Читать извлекать точные технические данные из инструкций, правил, инструкций/руководств, эскизов и чертежей деталей в бумажном виде;
- Использовать и обслуживать измерительное оборудование (сантиметровую ленту), применять для изготовления изделия;
- Выбирать и применять рабочий инструмент и оборудование, применяемые для изготовления;
- Готовить материал к обработке волоса (Фото №2);
- Выполнять операции по изготовлению изделия из конского волоса
- Выполнять операции по закрепке и тиснению бисера, бляшек для декорирования изделий.
- Владеть видами художественной обработки материалов;
- Уметь методы плетения из многих ниток разных форм;
- Уметь ленточное плетение с разными рисунками.
- Уметь применять механизмы по приготовлению заготовок.
В достижении освоения обучающимися необходимых умений и знаний требует создания необходимых условий (таб.№1):
Таблица №1 Инструменты, материалы и оборудование по программе «Кыыл-Сиэл»
(на одного обучающегося)
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Конский волос из хвоста лошади белого и черного цвета (обработанный) для 1 и 2 группы |
30 пучков (1 пучок из 20 волос) |
2 |
Конская шерсть из гривы лошади белого цвета (обработанный) для 2группы |
1 |
3 |
Ножницы |
1 |
4 |
Нитки №10 и иголка |
1 |
5 |
Сантиметровая лента |
1 |
6 |
Наперсток |
1 |
7 |
Линейка |
1 |
8 |
Клей "Момент" |
1 |
9 |
Кожа |
10/10 см |
10 |
Бусинки и бисер разных размеров и форм (черный, белый, желтый) |
по пачке |
Необходимая мебель и прочие условия |
||
1 |
Ученический стол |
по количеству участников |
2 |
Стул |
по количеству участников |
3 |
Мусорная корзина |
по количеству участников |
3 |
Аптечка первой медицинской помощи |
по количеству участников |
Полученная продукция (дэйбиир, талисманы для водителей, брелки, стельки, салама и др) реализуется среди населения наслега и улуса.
Таким образом, применение технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в обучении швейному делу приобщает школьников к традиционному занятию народа саха.