Полный текст статьи
Печать

Испокон веков человек старался сделать свой образ и быт более привлекательным. В этом ему помогали одежда, разные аксесуары, обереги которые изготавливаются мастерами изделий из конского волосаи меха. Кроме этого разные вещи применяемые в быту, можно делать из данного материала.Представители профессииизделий из конского волоса  являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы не выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные мастера изделий по конскому волосу. Мастер плетения по конскому волос работает в мастерской, меховом, валяльно-войлочном, производстве материалов из конского волоса (волос из хвоста), производства из шерсти от гривы лошадей и с меха  лошадей.Мастер осуществляет пошив головных уборов, разнообразных ремешков, веревок, комаромахалки, сумок, циновок сорүө, рыбаловных снастей, оберегов, подстелки, носков и.т.д. Участвует в производстве  изделий из конского волоса, шерсти, и из кожи [1].

Обучение швейному делу в Токкинской агрошколе организованно как часть дополнительного образования, в форме кружка. Преподавание курса отведено мастеру производственного обучения.  

Мастер производственного обучения ведет целенаправленную работу трудового воспитания и обучения, обеспечивая качественную теоретическую и практическую подготовку учащихся.

Учебно-производственная деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие инновационных процессов, в совершенствовании материально - технической базы учебного кабинета «Швейного дела» (Агродом), здоровьесбережения, учебно-воспитательной, опытно-поисковой деятельности в условиях реализации эксперимента «Школа как центр трудового воспитания», программы развития школы по агронаправлению на 2015-2020 гг. и методической темы школы: «Развитие профессиональной компетентности преподавателей в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС».

Несомненным преимуществом в обучения технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в швейном деле, является наличие лощадей в приусадебном хозяйстве нашей школы, что является постоянной основой обеспечения материалами для практической деятельности кружка (фото №1).

 

Фото №1 «Дьоhогой О5ото» - экскурсия в конебазе

            Курс обучения предполагает развитие функций «сатабыл» - метода обучения и воспитания детей посредством собственной деятельности с использованием существующего опыта народа по воспитанию производственных функций личности[2].

В ходе обучения технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в обучении швейному делу, учащиеся  должны обладать уверенными познаниями в профессиональных областях, относящихся к изготовлению  изделий из конского волоса, шерсти и декоративно-прикладных  изделий:

Формирование знаний:

  • Знания по технике безопасности при изготовлении изделий, включая умения, необходимые для применения основных правил техники безопасности и правил действия в аварийных ситуациях, поддержание безопасных условий на своем рабочем месте и на других рабочих местах;
  • Знать технологические и физические свойства конского волоса, шерсти;
  • Знать правила  техники безопасности и охраны труда.
  • Знать методы плетения из конского волоса.
  • Знать технику сучения веревок из конского волоса. 

 

Фото №2. Подготовительная работа – подбор волос по цвету 

Формирование умений:

  • Читать извлекать точные технические данные из инструкций, правил, инструкций/руководств, эскизов и чертежей деталей в бумажном виде;
  • Использовать и обслуживать измерительное оборудование (сантиметровую ленту), применять для изготовления изделия;
  • Выбирать и применять рабочий инструмент и оборудование, применяемые для изготовления;
  • Готовить материал к обработке волоса (Фото №2);
  • Выполнять операции по изготовлению изделия из конского волоса
  • Выполнять операции по закрепке и тиснению бисера, бляшек для декорирования изделий.
  • Владеть видами художественной обработки материалов;
  • Уметь методы плетения из многих ниток разных форм;
  • Уметь ленточное плетение с разными рисунками.
  • Уметь применять механизмы по приготовлению заготовок.

В достижении освоения обучающимися необходимых умений и знаний требует создания необходимых условий (таб.№1):

Таблица №1 Инструменты, материалы и оборудование по программе «Кыыл-Сиэл»

 (на одного обучающегося)

Наименование

Количество

1

Конский волос из хвоста лошади  белого и черного цвета (обработанный) для 1 и 2 группы

30 пучков (1 пучок из 20 волос)

2

Конская шерсть из гривы лошади белого цвета (обработанный) для 2группы

1

3

Ножницы

1

4

Нитки №10 и иголка

1

5

Сантиметровая лента

1

6

Наперсток

1

7

Линейка

1

8

Клей "Момент"

1

9

Кожа

10/10 см

10

Бусинки и бисер разных размеров и форм (черный, белый, желтый)

по пачке

Необходимая мебель и прочие условия

1

Ученический стол

по количеству участников

2

Стул

по количеству участников

3

Мусорная корзина

по количеству участников

3

Аптечка первой медицинской помощи

по количеству участников


Полученная продукция (дэйбиир, талисманы для водителей, брелки, стельки, салама и др) реализуется среди населения наслега и улуса.

Таким образом, применение технологии изготовления изделий из конского волоса (кыл-сиэл) в обучении швейному делу приобщает школьников к традиционному занятию народа саха.