С творческими задачами человек встречается всю жизнь, но далеко не всегда решает их на творческом уровне. Можно очень хотеть изобрести и потерять на это годы, а то и жизнь, и не решить поставленной задачи.
В мировоззренческих позициях народа саха делается значительный акцент в сторону творческой и созидающей деятельности самого человека. В них однозначно подчеркивается цепь последовательных понятий: творческие способности передаются по наследству как генетическое природное начало. Однако они получают развитие благодаря усердию и неустанному труду носителя преемственной культуры. Главным творчеством считается дитя. Творчество считалось природной сущностью тонкого и разумного человека[2].
Л.С. Выготский отмечает, что уже в раннем детстве у детей проявляется творчество, которое лучше всего видно в играх. В игре ребенка происходит творческая переработка впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.
Основа творческой деятельности – воображение. Оно связано с прежним опытом человека и представляет новую комбинацию из элементов действительности. Чем богаче опыт человека, тем богаче его воображение[1].
Рассматривая вопрос о развитии творческих способностей, нельзя игнорировать отношение к нему умственного развития. С первых дней ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, активно присваивает его, делает своим достоянием. В процессе овладевания этим опытом происходит умственное развитие ребенка. Дети, которых воспитывали животные, по форме своего поведения находились ближе к животному, чем к человеку. Они бегали на четвереньках, выли, кусались, были лишены речи. Попав вновь в человеческую среду, с огромным трудом овладевали элементами человеческой речи, несмотря на большие усилия взрослых.
Недостаточно развивать умственные способности, чтобы вооружить способностями к творческим достижениям. Одновременно надо воспитывать и личность. Не следует упрощать дело так, как будто бы воспитание творческих способностей растворяется в общем развитии личности. Как ни важны мотивация, скромность, сознательность, без интеллекта, без способностей не будет творческих достижений, не будет творческих личностей. Необходимо формировать терпение, способность к концентрации внимания, умение доводить дело до конца, уверенность, побуждать в детях радость открытия, совершенствовать психологические механизмы – ориентацию в смысловой действительности в общении и элементы обобщения, и категоризацию, воображение и идентификацию. Пусть к этому лежит, в первую очередь, через формы деятельности, насыщенные игровой направленностью.
В 1862 году Л.Н.Толстой опубликовал статью «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Обучая детей в деревенской школе, Лев Николаевич неожиданно для самого себя стал свидетелем пробуждения творческого начала в своих учениках и сделал очень смелое заявление, которым превзошел всех почитателей детского творчества. Это было признание в том, что главное в творчестве ученика идет от него самого, а не вкладывается учителем извне. Получается, что ребенок – субъект творчества, а не просто объект педагогического воздействия, не пустой сосуд для наполнения знаниями.
Для развития творческой активности учащихся необходимым условием является принцип предоставление детям свободы выбора деятельности. К.Н. Вентцель в «Теории свободного воспитания» писал: «Идеальным же обществом, может быть, названо то общество, в основу которого положены принципы равной свободы всех его членов, братства и справедливости.
Актуальность создания кружка лоскутного шитья обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Лоскутное шитье отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента.
Кружок прикладного искусства – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности. Во-первых, это занятие для тех, кто серьезно интересуется прикладным искусством и испытывает в них эстетическую потребность. Во-вторых, по своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков.
Знакомство учащихся с предметом народного творчества - лоскутным шитьем оказывает огромное влияние на развитие творчества. Характер якутского народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие – эффективные средства умственного и физического развития детей.
Творчество якутских умельцев не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Тут важна еще роль таких мероприятий, как экскурсии в музеи, картинные залы, на художественные выставки, где дети знакомятся с творчеством народных мастеров и мастериц. Чем больше таких образцов, тем лучше и активнее будет идти процесс формирования эстетических чувств и оценок.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся в кружках в зависимости от их умения и способностей эффективен в сочетании с фронтальным проведением занятий. Это обстоятельство приводит к мысли, что нужно придать всем видам труда во время внеклассной работы воспитывающий характер. Например, цели лоскутного шитья формулируются так, чтобы учащиеся видели перспективу своей работы, понимали, что развитие их технического мышления, трудовых умений и навыков принесет пользу не только для них лично, но и для общества. Т.е. сшитое изделие можно продать или участвовать с ним в разных выставках и т.д.
Кружок лоскутного шитья, использует творческий метод обучения. Творческие методы, как и следует из их названия, предполагают, что в деятельности учащихся преобладают поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковое (или эвристическое) и исследовательские методы.
Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.
При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.
Личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации, он - творец, автор, пробуждающий посредством своих уроков в ученике жажду познания, создающий атмосферу для его духовного и интеллектуального развития, т.е. урок - творчество учителя.