Полный текст статьи
Печать

Альтернативность и вариативность социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявлений инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения, свободы социального поведения. Творческая направленность деятельности соответствующих социо-защитных учреждений, подкрепленная проработанным комплексом социокультурных мероприятий, существенно повышает уровень работы этих учреждений, и в первую очередь дает детям шанс полновесного участия в социальной жизни, освобождая при этом от комплексов, обусловленных трудным детством [1].

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в общее дело. Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя. «Личностью надо выделаться» - эти слова Ф.М.Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека [2].

Ожидание каникул в жизни детей – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых книгах, прогулках, играх, встречах с друзьями.

Следуя определению В.И.Даля, каникулами можно было бы назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать» [3]. Очевидно, что в наше время слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв в обязательных занятиях, работе или учебе.

Летняя рекреационная загородная детская база (ЛРЗДБ) «Виктория» выполняет социальный заказ как государственное учреждение, соотносит свою деятельность по организации отдыха и реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и, конечно же, ориентируется на потребности и запросы детей.  

Социокультурная реабилитация направлена в первую очередь на обеспечение досуга участников кампании. Первоначальная задача является выявление видов деятельности, интересующих детей, организация их реализации. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные, культурно-досуговые мероприятия, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширения круга общения.

В деятельности дополнительного образования как творческой реабилитации детей организована система дополнительной занятости детей. Основные направления деятельности:

  1. спортивно – оздоровительное – укрепление и сбережение физического здоровья, формирование здорового образа жизни;
  2. воспитательное – воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма, честности, нравственности и учитывая интересы, стремления и желания детей и подростков;
  3. познавательное – развитие позитивных интересов детей, их полезной деятельности, профилактика антисоциального (девиантного) поведения;
  4. художественно – эстетическое – раскрытие и развитие творческих способностей, обеспечение эстетического, нравственного развития;
  5. досугово – развлекательное – создание дружеской обстановки, мирного сосуществования в разновозрастном коллективе, стимулирование деятельности детей;
  6. эколого – краеведческое – воспитать любовь к окружающему миру и к себе, как частичке этого мира;
  7. патриотическое – воспитание патриотов Родины, граждан правового демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.  

Целенаправленная диагностико-коррекционная работа летней кампании дала положительные результаты. Всего за летний период было охвачено количественным составом 780 детей. По итогам мониторингового исследования удовлетворенности детей заметен значительный прирост желания детей к творческой деятельности и заинтересованности детей в участии летней оздоровительной кампании.

Подводя итоги, можно сказать, что если программа, предусматривающая включение искусства в процесс реабилитации, построена достаточно последовательно и целеустремленно, то однажды наступает момент, который философы называют самоактуализацией личности. Человек осознает себя субъектом, хозяином собственной судьбы, способным активно, не испытывая комплексов, обусловленных трудным детством, включиться в социальную жизнь. И тогда можно сказать: реабилитация состоялась. По нашему мнению, совокупность тех мероприятий, которые должны осуществляться в рамках программы социокультурной реабилитации, может по праву претендовать на статус новой парадигмы современной реабилитологии.

Приобщение «проблемных» детей к творчеству помогает преодолевать депрессию, пересиливать болезнь, вселяет уверенность в свои силы, приносит удовлетворение. Каждый ребенок одарен природой и важно помочь, ему помочь разглядеть в себе скрытые возможности.