Полный текст статьи
Печать

По новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) индивидуальная исследовательская работа – обязательная часть подготовки каждого выпускника.

   Эвено-Бытантайский национальный улус расположен на северо – востоке Республики Саха (Якутия), за Полярным кругом.  Население составляет всего 2860человек. В настоящее время основным видом производства улуса является сельское хозяйство, где ведущую роль занимает оленеводство. Оленеводство было и остается основой экономики и уклада жизни населения древней земли тюгясирских эвенов – Эвено-Бытантая. При организации исследовательской деятельности обучающихся, исходя из социальных проблем я основное внимание уделяю на изучение основ многовекового, традиционного образа жизни оленеводов. Только сформировав определенные практические знания и умения человек может жить и трудиться на Севере в кочевых условиях и быть готовым к любым опасностям, знать, как себя вести в экстремальных условиях и помочь другим. Мои ученики успешно выступают на внутришкольных, республиканских олимпиадах, улусных, региональных, республиканских, всероссийских Научно-практических конференциях. Один из них - Никитин Николай, ученик 11 класса, сын династии потомственных оленеводов, ежегодно успешно участвует в Научно-практических конференциях, занимает призовые места. С 6 по 11 класс регулярно занимается исследовательской деятельностью.                     

      

  В зимнее время в школе мы занимаемся теорией, например, изучением верховой езды, технологическим процессом изготовления седла, нарты, работаем с литературными источниками.

   Коля каждое лето проводит в оленеводческом стаде, работает оленеводом. Он говорит, что полученные в ходе исследования знания и навыки по технологии изготовлении седла и по методике верховой езды практически очень помогли ему и его ровесникам в реальной жизни - в полевых условиях.                

   Я занимаюсь в основном с детьми потомственных оленеводов. При выборе темы всегда учитываются индивидуальные интересы обучающихся. Очень часто выбор тем исследовательских работ исходит из бытовых ситуаций.

   Человек, живущий на этой прекрасной северной земле, должен знать иуважать обычаи, историю своего народа, любить родную землю, чтобы сохранить устои и традиции коренных потомственных оленеводов. Такой человек в жизни всегда стремится к лучшему, способен творчески подойти к любой деятельности.   

      На примере Николая видно, что систематические занятия исследовательской работой формируют познавательный стиль мышления, который поможет выпускнику при окончании школы реализовать свои способности в будущей жизни.   

Николай нынче заканчивает школу и хочет стать ученым – оленеводом высшего разряда. Я уверена, что его желание сбудется, и он действительно найдет свое достойное место в жизни.