В системе непрерывного образования вузы реализуют миссию дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение молодежи. В условиях информационного общества, социализация и саморазвитие учащейся молодежи происходит эффективнее через расширение возможностей дополнительного образования в образовательных учреждениях. В вузе существует реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Дополнительное образование в вузе, помимо своих традиционных функций (общественного воспроизводства и трансляции культуры), призвано решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности учащейся молодежи. Возможности общего образования в полноценном осуществлении этой миссии ограничены. Несмотря на попытки изменить его содержание и формы оно оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.
Дополнительное образование в вузе создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.
При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере, использование современных решений, как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей.
На вузовском уровне, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования, к задаче проектирования пространства вариативного образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека - индивидуализации - поиска и обретения человеком «самого себя». Кроме того оно является средством профилактики рисков стихийного формирования идентичности в периферийных (субкультурных и даже маргинальных) пространствах социализации.
В вузе дополнительное образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. Здесь студенты могут мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать накопленный опыт и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.
Через дополнительное образование в высших учебных заведениях происходит развитие человеческого потенциала (формирования элиты страны: научной, инженерной, культурной и политической). В настоящее время традиционные источники высокой конкурентоспособности государств, такие как наличие природных ресурсов и уровень технологического развития производства теряют своё решающее значение. Критерии национального успеха стремительно смещаются в область «человеческого фактора».
На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передачи культурных традиций и практик, развития социокультурного потенциала территории.
Позиционирование дополнительного образования как инструмента и даже самостоятельного направления социально-экономического развития и социального управления, требует точного определения его места и задач в каждом из основных типов социально-экономической и социокультурной ситуации современной России.
В СВФУ актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы, формы мышления, деятельности, коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и экономики. Появляется необходимость в индивидуальных образовательных стратегиях, которые реализуются не только в специально организованных учебных форматах, но и в других сферах жизни студента. История развития дополнительного образования в республике Саха (Якутия) показывает, что развитие человеческого потенциала является традиционным [1].
Дополнительное образование выступает механизмом формирования ценностей и мировоззрения и направлено на решение таких задач как:
- Формирование личностной зрелости студентов: осмысления ими своего места в обществе и своего жизненного пути, обретения самостоятельности и ответственности, адаптивности к переменам, стремления к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию и т.д.
- Обеспечение успешной социализации обучающихся, их подготовка не только к эффективному функционированию в современной социальной среде, но и к активному позитивному преобразованию этой среды в направлении укрепления общественной морали, усиления толерантности, формирования атмосферы социального партнёрства и т.п.
- Формирование нравственного мировоззрения и этического поведения, а также социально-значимого целеполагания молодежи – рассмотрения своей персональной социально-профессиональной карьеры в контексте деятельности, направленной на социально-культурное развитие своей страны, обеспечение высокого уровня качества жизни в стране, усиление обороноспособности и международного престижа России.
Дополнительное образование в СВФУ развивается как сфера эффективных инвестиций и инноваций, а также как новый сектор экономики.
Актуальные тенденции развития профессий и рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра программ дополнительного образования. Новые направления дополнительного образования в вузе основываются на освоении студентами современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:
- технологии культурной политики: включение в создание новых культурных форм и сред;
- технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;
- антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;
- технологии научного познания: участие в современных формах исследовательской работы;
- инженерные технологии: включение в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
- визуальные технологии: включение в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, дизайн, веб-дизайн и др.);
- сетевые технологии: участие в проектах, с использованием ресурсов и сервисов Интернет.
В СВФУ к числу наиболее перспективных форм дополнительного образования относятся: интенсивная модульная образовательная программа, компетентностная олимпиада, предметно-практические лаборатории, элективные предметные и метапредметные курсы, учебные командные проекты, развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажёры и др.), проблемные клубы и волонтёрские организации.
Также в СВФУ развивается неформальное и информальное образование:
- поддержка общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп молодежи) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы Интернет, ТВ, радио, анимация) проектов, направленных на просвещение студентов, формирование у них позитивных ценностей и гражданских установок.
- создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида: электронные научно-популярные журналы; лекции и мастер-классы педагогов и носителей практик, сетевые педагоги (консультанты, репетиторы, тьюторы), обучающие игры и игры-симуляторы, сервисы для создания и презентации творческих продуктов и проектов, сетевые конкурсные площадки для презентации способностей, интерактивные аудиовизуальные системы тестирования знаний и компетенций (с системой признания в формальном образовании), сетевые коммуникативные и проектные сообщества, сообщества по обмену знаниями и др.
- создание условий для реализации программ, совмещающих образование и продуктивный досуг (научные эксперименты, мастер-классы, образовательный туризм и др.) [2, 3].