Полный текст статьи
Печать

Основной движущей силойвсех современных реформ высшего педагогического образования выступает возрастание требований к уровнюинтеллектуального и духовно-нравственного развития педагога, к его психолого-педагогической, учебно-методической и предметной подготовке, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире,и связанное с этим появлением нормативно-правовых документов в сфере образования, закрепляющих новые требования к профессиональной подготовке учителей XXI века.

В современных экономических условиях, в условиях быстро меняющейся образовательной ситуации как никогда остро стоит вопрос о подготовке инициативного, творческого, высококультурного, конкурентоспособного, компетентного, нестандартно мыслящего педагога, личности, способной ориентироваться в сложной социальной обстановке, стремящейся к профессиональному росту, профессиональной мобильности, самосовершенствованию и саморазвитию, а также  владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [7].

Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в обучении истории – это не дань моде, а возможность повысить качество исторического образования в системе среднего и высшего профессионального образования.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, условно-графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными историческими источниками.

Программы общего и учебного назначения: Мicrosoft Word, Мicrosoft Excel, Microsoft PowerPoint, Мicrosoft Publisher, MyTest, TestEdu (Генератор html тестов), CorelDRAW, киностудия Windows Live могут с успехом использоваться учителем истории в педагогической деятельности. Спектр применения данных программ в учебно-воспитательном процессе достаточно велик. Они могут использоваться учителем истории как в процессе проведения учебных занятий (показ на экране при помощи мультимедийного проектора презентации с историческими картами, схемами, таблицами, интерактивными кроссвордами, выдержками из исторических источников, портретами исторических деятелей, учебными видеофильмами; проведение интерактивных игр; работа с интернет-ресурсами, электронными учебными материалами, диагностика уровня знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования и т.д.) так и внеучебных.

ИКТ эффективно могут применяться учителем истории на всех типах урока и на всех его этапах, так как смена разных видов деятельности повышает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт ситуацию успеха.

Особо следует выделить возможности и перспективы использования компьютерного тестирования в процессе обучения истории и обществознания. Сегодня в интернете представлен достаточно широкий спектр программ, с помощью которых можно создавать интересные тестовые задания, используя их как тренажеры для закрепления учебного материала или в качестве диагностики уровня знаний и умений учащихся по предмету. По мнению автора наиболее простыми и доступными в использовании являются такие тестовые программы как MyTest и TestEdu (генератор html тестов), если первая программа больше подходит для разработки тестовых заданий по истории, то вторая больше подходит для разработки тестов по обществознанию. MyTest – это «программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале» [3]. Данная программа позволяет создавать семь типов заданий для учащихся:

- задание с одиночным выбором ответа;

- задание с множественным выбором ответов;

- задание на установление последовательности;

- задание на установление соответствия;

-задание с ручным вводом числа;

- задание с ручным вводом текста;

- задание на указание места на изображении.

Для каждого задания можно установить свой уровень сложности и время его выполнения. После выполнения теста программа выставляет оценку по пятибалльной шкале, что очень удобно в работе учителя, так как ему не придется тратить  свое драгоценное время на проверку тестовых заданий, программа моментально выдает оценку и позволяет осуществить просмотр вопросов, в которых ученик допустил ошибку.

Интересной и легкой в использовании является программа TestEdu (генератор html тестов), позволяющая создать интерактивные тесты, которые учителю не нужно будет проверять, так как программа сама проверяет результат и выдает процент правильных ответов, помечая не правильные ответы. Вот пример теста по обществознанию для 9 класса по теме «Экономические тесты и собственность», созданного автором на сайте «Современный учительский портал», раздел «Образовательные тесты» (рис. 1).  

Рис. 1 Образец теста на тему «Социальный статус и роль». 

Особенностью данной тестовой оболочки является то, что тесты можно использовать без подключения к Интернету, можно создавать до 7 вариантов ответов для учащихся и на интерактивной доске эти тесты можно использовать в качестве закрепления учебного материала или в качестве контроля знаний учащихся на повторительно-обобщающем или других типах уроков.

На основе собственного педагогического опыта и изучения опыта коллег на различных сайтах учителей (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», международный образовательный портал, сайт взаимопомощи учителей «Petsovet.su и др.) нами были выявлены преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания. Итак, использование ИКТ на уроке истории и обществознания позволяет:

- сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени [5] (применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку времени);

- обновлять, углублять и систематизировать содержание школьных курсов, активизировать применение нетрадиционных методик обучения, повысить информационную насыщенность урока, сделать его более динамичным [9];

-  повысить мотивацию учеников к обучению, занятию проектной деятельностью по исторической тематике, эффективность самостоятельной работы и в целом «уровень обучен-

ности по предмету» [2];

- активизировать и стимулировать познавательный интерес к истории, расширить информационное поле, придать учебной работе проблемный, творческо-поисковый и исследовательский характер;

- развивать познавательные способности учащихся, активизировать умственную деятельность;

-  реализовать личностно-ориентированный подход и обеспечить высокую степень дифференциации обучения (дифференциация темпа обучения, трудностей учебных заданий и др.);

- использовать разные формы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности, реализовывать межпредметные связи (индивидуальные, групповые и т.д.);

- усовершенствовать контроль знаний, объективность выставления оценок учащимся, повысить «оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения» [6];

- обеспечить доступ к различным информационным ресурсам (справочным системам, электронным библиотекам и т.д.) и ускорить процесс получения и использования информации;

- повысить авторитет учителя, изменить к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, но увлеченными компьютером;

- формировать у обучающихся рефлексию (обучающая программа дает возможность учащемуся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее [8]);

- повысить производительность труда учителя и учащихся на уроке[4];

- предоставить учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны [6].

Перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания разнообразны и безграничны и эффективное их применение в учебном процессе во многом зависит от компетентности учителя в области компьютерной грамотности и владения методикой проведения компьютерного урока.

При условии систематического использования информационно-комуникационных технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения и воспитания подрастающего поколения. Как отмечает Загородникова О.М., «информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания» [4]. Однако обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать  ИКТ в учебной и внеучебной работе, чтобы они приносили пользу, а не наносили вред психическому  и физическому здоровью школьников.

Главная задача использования ИКТ в обучении истории – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства[1].