Полный текст статьи
Печать

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить – прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям [6].

Межличностные отношения – значимое составляющее жизни ребенка, ведь каждый день младший школьник взаимодействует со своими сверстниками и учителями в школе, с родителями дома.

Природа межличностных отношений достаточно сложна.

В них проявляются не только индивидуальные качества личности – ее умственные возможности, черты характера, темперамента, эмоциональные характеристики, но и те ценности и нормы общества, которые были усвоены личностью. Человек реализует себя в системе межличностных отношений.

Индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими, когда вступает в самые различные межличностные отношения. Межличностные отношения, которые отражают взаимосвязи участников, складываются в группах детского сада и в школьных. На разных возрастных этапах действуют общие закономерности становления и развития межличностных отношений, несмотря на то, что их проявления в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю [4].

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений занимаемым в обществе возрастной социальной группой местом. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных ее социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивидов.

Но необходимо учитывать тот факт, что без адекватного уровня самооценки ребенку будет сложно выстраивать межличностные отношения.

Проблема взаимосвязи самооценки и межличностных отношений младших школьников активно изучалась зарубежными и отечественными психологами.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Ядро межличностных отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми, где чувство выступает как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы [1].

Специфическим видом межличностных отношений является общение. Л.Я. Коломинский определяет общение как информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Общение и отношения – это взаимосвязанные части межличностных взаимодействий [8].

Процесс рефлексии является важным механизмом в общении, т. е. осознание того, каким тебя воспринимают и какого поведения от тебя ожидают. Поэтому, если предметом деятельности общения является другой человек, то ее продуктом – оценка и самооценка, познание и самопознание.

Проблема самооценки, как элемента формирования самосознания, рассматривается многими психологами и является одним из ключевых вопросов исследования личности. Наибольший интерес представляют работы ученых, в которых речь идет о генезисе самооценки в связи с развитием самосознания. Это работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, А.В. Петровского и др. В них самооценка, как правило, рассматривалась в русле общих проблем, связанных с формированием и развитием самосознания.

Самооценка выражает основные свойства личности, и наряду с другими факторами отражает ее активность, направленность. Кроме того, самооценка – показатель личностных качеств человека, показатель определенного уровня психологического развития личности.

Термин «самооценка» используется широко и многозначно, т.к. является одним из ключевых понятий психологии личности.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [7].

Обобщая данные многих исследований, Б.Г. Ананьев рассматривает генезис самооценки. В развитии самосознания ребенка Б.Г. Ананьев выделяет ориентирующую и стимулирующую функцию оценок и делает попытку определить источники формирования самооценки и охарактеризовать развитие самооценки на определенных возрастных этапах. В этой же области работают следующие авторы: С.Ф. Спичак, А.К. Томасова.

Процесс формирования самооценки изменчив и противоречив. Это связано с тем, что частные оценки, на основе которых формируется общая самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В общей самооценке отражается сущность личности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также общая самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется «Я-концепцией» и составляет ядро личности. «Я- концепция» – это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимающийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я- концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Самооценка личности является одним из важнейших аспектов выяснения при изучении степени адекватности «Я-образа».

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек тяготеет переоценивать себя в ситуациях, которые никак не дают для данного повода. В итоге он нередко встречается с противодействием находящихся вокруг, отклоняющих его претензии, озлобляется, показывает недоверчивость, боязнь или нарочитую надменность, злость, и, в конце концов, может уладить межличностные инциденты. Чрезвычайно низкая самооценка может указывать о развитии комплекса неполноценности, стабильной неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

С.Л. Куперский выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки:

-                        принятие родителями ребенка;

-                        установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;

-                        предоставление ребенку свободы действия в установленных родителями границах.

С.Л. Куперский особенно подчеркивает необходимость, с одной стороны, строгого контроля, а с другой – теплое отношение к ребенку и его внутреннее принятие.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе [5].

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. Если у ребенка к 9-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Следует особо отметить роль преемственности в воспитании нравственных качеств дошкольника и младшего школьника. Системообразующие связи при этом осуществляют нравственные чувства, отношения и переживания, а их формирование осуществляется, прежде всего, на основе освоения базисных этических категорий.

Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов, развивающим личность.

Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе.

От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися и учениками, стиль домашнего воспитания, управление взаимодействием учителей и родителей с учетом их индивидуально–типологических и личностных особенностей, внедрение инновационных технологий психолого-педагогического взаимодействия всех звеньев образовательной системы [1].

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка и межличностные отношения непосредственно связаны, т.к. в зависимости от уровня самооценки, младшему школьнику будет сложнее или, наоборот, легче выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. Если у младшего школьника заниженный уровень самооценки, то ему будет тяжело построить межличностные отношения с окружающими, т.к. он застенчив в себе, ему будет сложно найти общие темы для разговора, он не будет чувствовать себя нужным в компании, он будет думать, что он никому не нужен. Если у младшего школьника завышенный уровень самооценки, то ему тоже будет тяжело выстраивать межличностные отношения, но уже по другим причинам. Он будет смотреть на всех свысока, он будет требовать должное отношение к себе, но тем не менее, он легко сможет занять лидерскую позицию в классе. Исходя из этих причин, необходимо формировать адекватную самооценку. Младшему школьнику с адекватным уровнем самооценки будет легко построить межличностные отношения, потому что он будет относиться к сверстникам, как к равным, он не будет чувствовать себя ненужным и не будет «возвышаться над остальными».