Полный текст статьи
Печать

    Для выявления отличительных сторон личностно-ориентированной технологии используемых в образовательном процессе ДОУ рассмотрим особенности организации занятия (непосредственно образовательной деятельности)  в данном контексте.

Занятие как форма работы с детьми остается на сегодняшний   день  актуальным,  оно  не  упразднено,  и  федеральный  государственный  образовательный  стандарт предлагает занятие, как вариант организации образовательного процесса. В ДОУ   же  компенсирующего  вида  занятие  имеет  своѐ  особое  значение  как  форма  организации   коррекционного процесса. В таком случае возникает необходимость смены представления   о  занятии    с  его   традиционного     понимания     как  дидактической     формы     учебной   деятельности,    приближенной     к  школьному     уроку,   на  исконное    значение    данного   мероприятия  как  занимательного  дела,  основанного  на  одной  из  специфических  видов   детской  деятельности  (или  нескольких  - в  случае  интеграции  различных  видов  детской   деятельности),  осуществляемых  совместно  со  взрослым,  и  направленного  на  освоение   детьми   одной   или   нескольких   (в   случае   интеграции   содержания)   образовательных   областей.   А   этому   способствует,   ложась   в   основу   занятия,   технология   личностно- ориентированного взаимодействия с детьми  

В отличии от традиционного стиля руководства непосредственной образовательной деятельностью  детей личностно- ориентированная технология  подразумевает    смену   педагогического   воздействия   на   педагогическое   взаимодействие;  изменение направленности педагогического «вектора»: не только от взрослого к ребенку,   но   и  от  ребенка    к  взрослому,   что   характерно    для  педагогической     технологии,   ориентированной на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, т.е. для   личностно-ориентированной  технологии.  Кроме  того,  самому  педагогу  она  позволяет  осознать  и  перейти  к  демократичному  стилю  общения  с  дошкольниками,  способствует  осознанию    роли   взрослого    и  установлению     тесного   контакта   с  воспитанниками,   основанного  на  взаимном  уважении,  интересе,  принятии.  Это  и  есть  одна  из  самых   главных, значимых черт личностно-ориентированной технологии.  Другими значимыми особенностями личностно-ориентированной технологии являются следующие:

- основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого  ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

- содержание образования не должно представлять собою только набор  социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения; оно должно  включать содержание субъективного опыта ребенка как опыта его индивидуальной  жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным,  формальным, невостребованным;

- по мнению В.А. Деркунской, личностно-ориентированная технология относится  к виду здоровьесберегающих, что, несомненно, оправданно, т.к. данная технология  позволяет избежать необоснованных перегрузок дошкольников в условиях обучения, а  также способствует их активному, а главное -заинтересованному включению в  образовательный процесс  

С целью более глубокого понимания  сути  личностно-ориентированной  технологии  необходимо  провести  сравнительный  анализ  еѐ  компонентов  и  компонентов  подхода  «традиционной» педагогики.   Первым компонентом является «цель» взаимодействия педагога и дошкольника.

В традиционном  подходе  целью  является обучение  ребенка, приобретение  им  знаний, умений и  навыков,  т.е.  реализация программы. Целью  личностно-ориентированного  взаимодействия  становится  развитие  способностей,  интегративных  качеств  личности,  а  знания,  умения  и  навыки  являются  средствами  развития  ребенка,  но  не  самоцелью  образования.

Следующим компонентом рассмотрения является «содержание» взаимодействия. В  «традиционном»  подходе  содержание  определяется  педагогом,  исходя  из  требований  программы;  методы, приемы, условия,   а также   тематика   и   круг  вопросов   также  подбираются   педагогом.   В личностно-ориентированной   технологии   педагог   создает  условия, а тему, вопросы, материалы подбирают дети. Педагог опирается на субъектный  опыт  ребенка,  старается  подбирать  значимую  для  детей  информацию,  т.е.  изучает  и  учитывает их интересы, заботится о мотивации и активности ребенка в деятельности.

Третьим компонентом рассмотрения  выделяется «организация» взаимодействия. Так, в  «традиционном»   подходе   организатором   общения   и   деятельности   выступает   только  педагог. Как правило, здесь используются фронтальные и групповые формы работы, при  этом  зачастую,  группа  детей  делится  по  принципу  «сильные»  и  «слабые».  Методы,  как  правило,  планируются  заранее,  и  педагог  старается  придерживаться  их.        В  общении  с  детьми  преобладает  монолог.  Познание  детьми  окружающего  мира  происходит  через  такие способы, как рассказ педагога (объяснение), демонстрация материала, через форму - занятие.   В  личностно-ориентированной   технологии    дети   являются полноправными  организаторами      общения     и   деятельности. Используются такие формы, как индивидуальные, микро-группы,  коллективная  работа.  Основными  способами  познания  окружающего мира являются поисковая деятельность, экспериментирование, совместная  деятельность.  В  общении  преобладают  диалог  и монолог.  Педагог  создает  специальные  ситуации  выбора,  обеспечивает   создание  ситуации   успеха;  использует  творческие  и  разно уровневые  задания для детей 

Также остаётся   «анализ» как  структурный  компонент  взаимодействия на занятии.  В  «традиционной»   модели   его   проводит   педагог.   При   этом   анализируются   продукты  деятельности, достижение поставленных педагогических целей, качество усвоения детьми  материала.   В  технологии  личностно-ориентированного  взаимодействия  анализируется  активность  ребенка  в  деятельности,  то,  насколько  он  смог  проявить  свой  личный  опыт;  как  деятельность  педагога  повлияла  на  развитие  способностей  и  интегративных качеств  личности ребенка.   Организуется  рефлексия, когда ребенок  сам оценивает свою  деятельность. В личностно-ориентированном взаимодействии   анализируется  достижение   цели,   но   анализируется   достижение   не   педагогических   целей,   а   цели  деятельности  детей,  которую  они  же  сами  для  себя  (или,  в  зависимости  от  возраста,  с  помощью педагога) поставили в начале этой деятельности .

 И.С.  Якиманской была создана модель  реализации  технологии личностно- ориентированного            взаимодействия  педагога  с    ребенком. В  центр  своей  модели  она поместила «успешного ребенка» .

Данная  модель  очень  ёмка,  компактна,    делает  её  удобной  при  проектировании собственного личностно-ориентированного   взаимодействия с воспитанниками,  организации  педагогической  рефлексии .

 Также   педагогу  может  помочь  более  расширенный  перечень приёмов    на  основе  признаков  личностно-ориентированной технологии: 1. Активизация субъектного опыта детей.  2. Создание ситуации выбора.   3. Создание ситуации успеха.  4. Называние детей по имени.    5. Доброжелательность, эмоциональность педагога.   6. Совместная деятельность (либо педагога с детьми, либо детей друг с другом, либо и   то, и другое вместе).  7. Преобладание диалога и полилога. 8. Мотивация.  9. Наличие творческих заданий. 10. Использование поисковых методов, экспериментирования. 11. Работа в парах, мини-группах, подгруппах, коллективная, самостоятельная. 12. Совместное планирование с детьми предстоящей деятельности. 13. Комфортность, активность, заинтересованность детей. 14. Наличие разно уровневых заданий. 15. Открытость и детей, и педагога. 16. Личностная значимость информации для ребенка. 17. Оказание помощи педагогом детям и детьми друг другу. 18. Гибкое использование пространства группы. 19. Гибкая смена видов деятельности. 20. Организация рефлексии  

     Все перечисленные признаки (кроме признаков под пунктами 10, 11, 12, 14, 16, 18)  обязательно должны присутствовать при организации занятия с дошкольниками в каждом  возрастном  периоде.  Признаки  под  пунктами  10,  11,  12,  14,  16,  18  присутствуют  в  зависимости от содержания взаимодействия.

    Если  обязательные  пункты  присутствуют  в  полном  объеме,  можно  говорить  о  владении педагогом личностно-ориентированной технологией. Если присутствуют только некоторые - педагог лишь использует элементы личностно-ориентированной технологии.

Использование личностно-ориентированной  технологии требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

- разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

- организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

- учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных -радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных -сомнение, сосредоточенность и др.);

- поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;

- выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;

- использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

- построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога.

- отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

- гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;

- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;

- обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;

- создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

- проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить) .

Таким образом, идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля -к развитию, от управления -к самоуправлению. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.