Полный текст статьи
Печать

Стандарт дошкольного образования - это изменение всей системы образования (А. Г. Асмолов), направленный на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок  становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом. Это основополагающее положение ФГОС можно назвать принципом индивидуализации дошкольного образования.[4]

 Поэтому актуальной стала проблема создания новой траектории  воспитательно-образовательного процесса, который должен начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности дошкольника.

 Для этого должна быть поставлена более широкая педагогическая цель – сопровождение  ребенка  в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития, поддержка в приобретении и проявлении собственного стиля деятельности. Важно, чтобы дети были инициативными, творческими, умели высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Сущность такого образования детей дошкольного возраста предполагает необходимость новых педагогических технологий, среди  которых ведущим на наш взгляд является метод проектов.

 Существуют различные варианты реализации технологии  метода проекта.

 Нам стали интересны подходы к проектной  деятельности и ее роли в индивидуализации образования Л. В. Михайловой - Свирской.[2]

 Основной  идеей  авторской технологии является реализация тематических образовательных проектов. Именно данная деятельность дает детям право участвовать в планировании, обеспечивает реальную возможность выбора и реализации своих идей в партнерстве с другими. Благодаря этой форме у ребенка вырабатывается свой  индивидуальный стиль деятельности.

Под проектом подразумевается отрезок жизни группы в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная работа.

Наша задача состоит не в том, чтобы заставить ребенка принять  тему и выполнить то, что педагог считает важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы. Наша задача - заинтересовать ребенка, создать условия, помочь ему сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность.[3]

Озвучивание темы проекта происходит ритуально в пятницу во второй половине дня. Педагог инициирует разговор с детьми, используя модель трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Согласование идей, инициатив детей и взрослого происходит в виде диалога, тем самым устанавливается партнерский стиль взаимоотношений. Все идеи записываются печатными буквами на специальном бланке, возле каждой  идеи ставится имя  ее автора. Этот лист вывешивается  в приемной. Где его видят родители. [2] Таким простым и естественным способом члены семьи включаются  в образовательную работу группы, а воспитатели получают  поддержку  и  ресурсное обеспечение проекта.

Далее идет совместное планирование содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей и взрослых. Создаем план проекта в виде  таблицы для каждого центра [рис.1]. Совместное планирование имеет большую ценность:

1. Дети всегда знают, чем они могут заняться.

2. Запись взрослым детских идей и высказываний, уважение к их мнению, позиции воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

3. Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми.

Следующий этап действий по проекту – ресурсное обеспечение. Свободная  деятельность детей осуществляется в центрах активности после того, как они сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы, партнеров. Партнером может выступать сверстник, родитель,  педагог. Принятие решения об участии или неучастии в проекте остается за ребенком. Решив участвовать в реализации проекта, ребенок ежедневно действует по алгоритму: «план – дело - анализ».

Для удержания внимания детей проводим ежедневные презентации ресурсного материала центров, а так же результатов работы по проекту.  Используем их для активной деятельности в разных центрах.

Тема и работа над проектом видна, что называется с порога, а не со слов воспитателя. В группе появляются модель трех вопросов, план работы, картинки, фотографии, тексты и многое другое, отражающее действия детей и взрослого.

После завершения работы над проектом создаем тематические копилки. Дети всегда имеют возможность вернуться к интересующей их теме по своему усмотрению и желанию.

Технология представленного метода основана на выявление субъективного опыта ребенка. Это подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельности, активности.

Но не всегда дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда наша задача – оказание недирективной  помощи. А именно:  не спешить на помощь ребенку при первых затруднениях, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов решения.[3]

 Мы понимаем, что ни реализуемая в  ДОУ Основная образовательная программа, ни разработанное тематическое планирование не могут предусмотреть содержание, которое однозначно заинтересует детей. Поэтому при совместном планировании содержания работы над определенной темой исходим из интересов и потребностей воспитанников.

Из своего опыты можем говорить, что использование образовательных проектов в жизнедеятельности дошкольников  помогает формировать  у них активную позицию, умением делать выбор и нести за него ответственность, уважительное отношение к интересам сверстников, готовность учиться самостоятельно.

Рис.1