Полный текст статьи
Печать

«Нужно максимально настроить профессиональное образование на потребности экономики, на решение задач развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу деятельности»

В.В. Путин Выступление на Госсовете 23.12.2013

 

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день  является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения.

Выясним  значение термина дуальное обучение.  «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования,  является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый  уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь,  требовало выучки  и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где  уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

       Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции  подготовки  отдельным мастером  ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе  социального партнерства предприятий и профессиональных школ. 

Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования  особенно актуальным является практика подготовки  кадров в Германии. Ее истоки  - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих  в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве.

Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой. 

Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию. 
            В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.

Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени).

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий и организаций, обучающихся, государства:

Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.

Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Анализ литературных источников по проблеме  использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям:

1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями;

2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо;

3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы;

4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики);

5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным.

ГБПОУ  «Соликамский социально-педагогический колледж» в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края начинает внедрять дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие образовательных учреждений Соликамского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы).

В настоящее время ГБПОУ  «Соликамский педагогический колледж» осуществляет внедрение элементов дуального обучения студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям    работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности.

Задачи:

- уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей,

- повышение инвестиционной привлекательности региона,

- привлечение инвестиций в систему профобразования.
Участники: дошкольные образовательные учреждения города Соликамска; обучающиеся колледжа; преподаватели.

Документы: Приказ № 780 от 23 07 2014 "О федеральных инновационных площадках" 

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

– договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города;

– дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения;

– разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями;

– разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями;

– планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями;

– составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

– готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»;

– готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2)

На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя.

Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности.

Обучающиеся  колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия.

Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.

Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.