Полный текст статьи
Печать

С давних времён народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и в наши дни. Сегодня народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Рождённые народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рождённые талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.

Характерный танец - одно из выразительных средств разновидности сценического танца.

Первоначально термин характерного танца служил определением танцевального характера, образа в интермедиях в танцах ремесленников, крестьян.

Характерный танец – воспроизводит движение народных танцев, является способом раскрытия образа или создания целого балета.

Русский народный танец в своем развитии будет иметь несколько отличительных особенностей, которые во многом повлияют на становление сценической хореографии. Это различия в характере, это также выразительность пластики всего тела (корпуса, рук, головы) в сочетании с техничными движениями ног.

Характерные танцы бывают сольными, ансамблевыми или массовыми.

ОСНОВНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В жизни человек пользуется единичными двигательными элементами, такими как шаг, приседание, остановка и прыжок. На занятиях по танцу эти элементы также являются основными, но исполняются в более законченном виде, приобретают красивый характер.

ПРОСТОЙ ШАГ: И.П.: 6-я позиция, носки чуть разведены. Шаги исполняются вперёд, свободно ненапряжённо. Нога опускается на всю ступню - иногда с носка, иногда с каблука; в женском танце шаги иногда выполняются на низких полупальцах. Темп хода может быть медленный и быстрый, с шагом на каждую четверть или восьмую такта. В зависимости от характера танца ход может принимать различные оттенки. Шаги могут быть широкие, как бы стелющиеся по земле, тогда ход принимает лирический характер, придает танцу плавность. Шаги могут быть частые, мелкие, но в то же время ровные и спокойные. Шаги могут быть четкие, крепкие, с сильным ударом всей ступней об пол; такими шагами обычно двигаются юноша.

Корпус при исполнении танцевального шага должен быть прямым, подтянутым, но не зажатым. Голова слегка приподнята, взгляд – прямой, открытый.

Простым танцевальным шагом можно продвигаться по круг, линиями, «змейкой», «улиткой», по одному, парой.

ПРОСТОЙ ШАГ С УДАРОМ: В данном случае имеется в виду удар, который может быть или фиксированным (радом с шагнувшей ногой) или скользящим (вдоль опорной ноги). Удар может исполнятся всей стопой в пол, каблуком, полупальцами («подушечкой» стопы).

ПЕРЕМЕННЫЙ ХОД НА ВСЮ СТУПНЮ: Все три шага переменного хода выполняются одинаково, на всю ступню, переступая, а не скользя после трёх шагов исполнитель чуть задерживается на месте, затем продолжает ход-с другой ноги.

И.П.ног: 6-я позиция, носки чуть разведены, м/р 2/4

Раз     -   шаг правой ногой вперед на всю ступню.

И       -   шаг левой ногой вперед на всю ступню.

Два    -   шаг правой ногой вперед на всю ступню.

И       -   пауза.

Ход продолжается с левой ноги, корпус свободен или подтянут, голова прямая, руки могут находится в исходной позиций, во 2й позиций.

ПЕРЕМЕННЫЙ ХОД С ПЕРВЫМ ШАГОМ НА КАБЛУК:

Исполнитель делает широкий шаг вперед на каблук, подставляет другую ногу сзади на полупальцы затем делает третий шаг на всю ступню.

И.П. ног:  6-я позиция, носки чуть разведены. М/Р 2/4.

Раз - широкий шаг правой ногой вперед на каблук, колено вытянуто, носок  поднят вверх.

И       -  левая нога подставляет на низкие полупальцы сзади к пятке правой              ноги, колено   присогнуто и направлено вперед.

Два   -   шаг правой ногой вперёд, с ударом на всю ступню. Левая нога              поднимается невысоко вперед, вытянутая в колене, свободная в подъеме.

И      -   пауза.

Движение продолжается с левой ноги.

Во время хода корпус слегка поворачивается на счет «раз» каждого              такта, направляя вперед плечо, противоположное ноге, делающей шаг на каблук.

ПРИПАДАНИЕ: исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, слегка приседая, затем подставляет другую ногу на полупальцы, сзади опорной ноги.

И.П.ног: 3-я позиция, правая нога впереди. М/Р 2/4.

Закат и -  исполнитель чуть заметно приподнимается на полупальцы левой                 ноги, отделяя правую ногу от пола.

Раз   -  Боковой, слегка выворотный шаг правой ногой вправо, на всю                ступню, Слегка приседая. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола и приближает стопу сзади к правой ноге.

И  -  Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы,          присогнутая в колене. Тяжесть тела переходит на левую ногу.

Правая нога спереди отделяется от пола, колено свободно, подъем               свободен.

Два -     Повторение движения на счет «раз».

И     -     Повторение движения на счет «раз – и».

Движение выполняется с одной ноги: с правой ноги, с продвижением вправо или с левой ноги, с продвижением влево. Корпус прямой. Ход может выполнятся медленно, плавно, спокойно или быстро. Четко.

 

ПРЕСТАВНОЙ ШАГ: М/Р 2/4 И.П. 6-я позиция, руки на поясе.

Раз – И – Шаг правой ногой в сторону вправо, левая нога вытягивается в                 сторону (носок ее вытянут), голова – прямо.

Два – И – Приставить левую ногу к правой (ноги вместе).

Приставной шаг имеет несколько вариантов, которые отличаются, друг от друга тем как приставляется нога: можно приставить ногу с ударом в пол всей стопой.

Яркую выразительность придает приставному шагу приседание на двух ногах (на счет «два – и») Хорошо приставной шаг сочетается с притопами в два или три удара прыжком, хлопками.

ГАЛОП: после шага одна нога «догоняет» другую и подбивает её во время толчка вверх. Закончить последовательность галопом можно ударом в пол «догоняющей» ногой, прыжком или притопом.

ПРИСТАВНОЙ ШАГ И ГАЛОП можно исполнять по линиям или по кругу, соло и в паре. Оба движения хорошо сочетается между собой.

 «МОЛОТОЧКИ»: Исполнитель дважды подскакивает на одной ноге, после первого подскока ударяет носком другой ноги сзади опорной.

И.П. ног: 6-я позиция, носки чуть разведены.М/Р 2/4.

Раз    -  Исполнитель с подскока опускается на всю ступню или на низкие             полупальцы правой ноги, колено присогнуто. Колено и носок направлены вперёд.             Левая нога от колена резко поднимается назад, подъем вытянут.

И    -    Исполнитель легко и коротко ударяет носком левой ноги об пол             позади правой ноги.

Два  -   Исполнитель вторично подскакивает на всей ступне правой ноги.             Левая нога от колена резко отбрасывается назад.

И     -   Пауза.

На счет «раз» следующего такта исполнитель перескакивает на всю ступню левой ноги и продолжает движение с другой ноги.

Движение выполняется в быстром темпе, отрывисто, чётко и чеканно. Этим ходом можно двигаться по прямой, по кругу, делать переходы и т.д.

«МОТАЛОЧКА»: Исполнитель дважды подскакивает на опорной ноге, отбрасывая работающую ногу от колена сначала назад, затем вперед; после этого поднятая нога спереди сбивает опорную ногу и опускается на ее место.

И.П. ног: 6-я позиция. М/Р 2/4 Движение занимает два такта.

1-й такт

РАЗ -    Слегка подскочив, исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, присогнутой в колене, колено и носок направлены вперёд.

Правая нога, сгибаясь в колене, от колена отбрасывается назад, подъем свободен.

И    - правая нога, поднимаясь вперед, проскальзывает подушечкой стопы          по полу около опорной ноги.

Два - Небольшой подскок на всей ступне левой ноги, присогнутой в колене.          Правая нога поднята невысоко вперед, с вытянутым коленом, подьем свободен.

И -  Правая нога спереди проскальзывает по полу подушечкой стопы,      приближаясь  к левой ноге и слегка сгибаясь в колене.

2-й такт

 На «раз» -  исполнитель перескакивает на всю ступню правой ноги, спереди                   сбивая левую ногу и отбрасывая ее от колена назад (как бы вставая на ее место).

  Движение продолжается с другой ноги, выполняется на месте, строго ритмично. Корпус прямой, голова приподнята. Руки лежат на талий, или могут скрещены на груди.

«ГАРМОШКА»: Продвижение в сторону путем перевода в сторону одновременно пятки одной ноги и носка другой. При этом переменно соединяются то носки, то пятки обеих ног.

И.П. ног 1-я позиция. М/Р: 2/4.

Закат и - Пятка правой ноги и носок левой ноги, отделяясь от пола,              переводятся вправо.

Раз - Пятка правой ноги и носок левой опускаются на пол, носки соединяются.

И - Носок правой ноги и пятка левой ноги, отделяясь от пола, переводятся вправо.

Два - Носок правой ноги и пятка левой ноги опускаются на пол, пятки            соединяются.

И -     Повторение движения на «закат».

Продвигаться «гармошкой» можно вправо и влево. Корпус прямой. Движение выполняется плавно, иногда с легким приседанием: колени сгибаются, когда соединяются носки, колени выпрямляются, когда соединяются пятки.

«КОВЫРЯЛОЧКА»: Исполнитель делает небольшие подскоки на опорной ноге и после каждого подскока выносит работающую ногу в сторону то на носок, то на каблук.

И.П.ног: 1-я позиция М./Р: 2/4.

Раз - Небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто.                 Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола в невыворотном                положений, колено направлено влево, ступня вправо.

И - Правая нога, согнутая в колене, ставится не выворотно на носок, на                расстояний стопы правее от левой ноги, колено правой ноги направлено влево, ступня вправо, пятка поднята вверх.

Два - Небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто.                 Правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперед - вправо.

И - Правая нога, вытянутая в колене, ставится выворотно на каблук вперёд и чуть вправо, носок поднят вверх.

На «раз» - следующего такта исполнитель делает небольшой перескок на             всю ступню правой ноги, ставя ее около левой ноги. Движение продолжается с другой ноги. Корпус может быть прямой, может поворачиваться то правым, то левым плечом вперёд.

«ВЕРЕВОЧКА»: Исполнитель подскакивает и проскальзывает вперед на одной ноге, поднимая спереди другую ногу, согнутую в колене, и ставя ее позади опорной ноги. В этом движении поочерёдный перевод ног спереди назад производит впечатление, как будто заплетается верёвочка.

И.П.ног: 3-я позиция, правая нога впереди. М/Р: 2/4.

Закат И -  Исполнитель с чуть заметным подскоком проскальзывает вперёд                   на низких полупальцах левой ноги, колено слегка присогнуто. Правая нога, сгибаясь в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад, за левую ногу, колено направлено в сторону, подъем вытянут, но не напряжен.

Раз -  Правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в                  3-ю позицию, колено слегка присогнуто.

И - Правая нога с чуть заметным подскоком проскальзывает вперёд.  Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на «закат».

Два - Левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на Счёт «раз».

И    -      повторение движения на «закат».

Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю. Руки во время движения могут лежать с боку на талии, могут подниматься невысоко вперёд, затем раскрываться в стороны. Выполняется «верёвочка» на месте, с вращением на месте, с продвижением назад, а также в сочетании с другими движениями – «ковырялочкой», шагом в перёд на каблук.

 

«ВЕРЕВОЧКА» с переступанием: После одного движения «веревочки», т.е. проскальзывания вперёд и перевода работающей ноги назад за опорную ногу, следуют два переступания – одной и другой ногой.

И.П. ног.3-я позиция, правая нога впереди. М /Р:.2/4.

Закат И - исполнитель с чуть заметным подскоком проскальзывает вперёд на низких полупальцах левой ноги, колено слегка присогнуто. Правая нога,  сгибаясь в колене , поднимается спереди около левой ноги и переводится назад.

Раз - Правая нога опускается позади левой ноги на всю ступню, колено                  присогнуто.

И - исполнитель переступает левой ногой впереди  правой ноги с ударом на всю ступню, колено присогнуто .

Два - Исполнитель переступает правой ногой позади левой ноги с ударом на всю ступню, колено присогнуто.

И - Повторяется движение на «закат» с другой ноги.

Движение выполняется то с одной, то с другой ноги, делается четко,                отрывисто корпус или прямой, или поворачивается то одним, то другим плечом вперёд.               

 ДРОБИ И ДРОБНЫЕ ХОДЫ: В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками.

Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пустится в пляс. Притопом одной ногой может заканчивать движение.

КОНЦОВКИ.

Показав свое мастерство в четких, задорных дробях, в разнообразных плясовых движениях, исполнитель обычно заканчивает пляску, а иногда и отдельное «колено», сильным, ритмически четким движением, которое называется «колено».

   Простейшей концовкой может служить обыкновенный притоп правой или левой ногой.

Часто выполняется также концовка в виде двух притопов (правой и левой ногой) или трех притопов, поочередно то одной ногой по 6-й позиций.

Более сложные концовки строятся из притопов, подскоков на одной и на двух ногах, дробных ударов и т.д. Такая сложная концовка может быть названа «ключом».

ПОКЛОН – им можно поздороваться, попрощаться, поблагодарить, пригласить. Начав занятие поклоном (как приветствием) мы создаем атмосферу значимости, даем возможность детям собраться и настроиться на контакт-с нами. Обращаясь к поклону, как к заключительной точке занятия, мы воспитываем в детях чувство благодарности и внимания.

В народном танце поклон тоже выступает как средство выразительности, хотя и исполняется несколько иначе. Например, в русском танце – это глубокий наклон корпуса вперёд, причём, голова как бы «запаздывает» (не забудьте – взгляд тому, для кого исполняется поклон). Наклон корпуса делается сдержанно, спина прямая. Руки могут быть в различных положениях: обе руки на поясе; обе руки опущены вниз вдоль корпуса; левая рука на поясе, а правая прижата к груди.

Представляем Вашему вниманию разработку танца «Сударушка» с использованием вышеназванных танцевальных элементов.