Сегодня, как это не странно, когда человека окружает столько всего интересного, столькому можно научиться, не выходя из интернет-пространства, молодое поколение не стремится познавать и развиваться. Не всегда «выбранная» студентом специальность является таковой, часто в нее его приводят родители, так как она престижна по их мнению. Именно эта аудитория требует особого внимания в вопросе формирования мотивации к изучению дисциплины или междисциплинарного комплекса (далее МДК).
Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивы или, другими словами, причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различные [1].
По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:
- социальные мотивы;
- познавательные мотивы;
- профессионально-ценностные мотивы;
- эстетические мотивы;
- коммуникативные мотивы;
- статусно-позиционные мотивы;
- традиционно-исторические мотивы;
- утилитарно-практические мотивы;
- учебно-познавательные мотивы;
- неосознанные мотивы.
Большинству студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:
- получение свидетельства об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;
- получения необходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
- желание расширить свой круг общения;
- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.
Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги [2].
Первое занятие – это первый шаг на пути формирования интереса: нужно рассказать о сути МДК 01.02 «Основы проектной и компьютерной графики», который студенты специальности 54.02.01 «Дизайн» изучают на первом курсе, его задачах и вызвать интерес, желание изучать данный комплекс. Казалось бы, в век информационных технологий это направление профессиональной деятельности не нуждается в мотивации, но есть студенты, у которых нет интереса к изучению компьютерных программ и именно для них и продумывается система приемов, которые позволяют привлечь внимание студентов.
Предлагаемые мотивационные приемы были сформированы на основе профессионального опыта (за плечами 12 лет работы дизайнером в строительной компании).
Личный пример. При знакомствесо студентамиимсообщается информация о том, что их педагог является не только преподавателем техникума, но и практикующим дизайнером. И у студентов сразу возникает вопрос: «А какие объекты вы делали?» – вот и первый интерес. Обучающимся демонстрируются фотографии готовых интерьеров, разработанных и реализованных педагогом, а также эскизы, выполненные с использованием компьютерных программ, которые будут осваиваться в рамках изучения МДК.
Спрос и предложение. В интернете на сайтах с вакансиями изучаются тексты объявлений о поиске дизайнера интерьера, где в разделе требования значится: «Навыки работы в программе AutoCAD и 3D max, Corel Dro». Комментарии не нужны, т.к. студентам понятно, если хочешь быть востребованным, хочешь иметь работу по специальности, значит должен знать эти программы.
Конкуренция. Здесь все просто: показываются работы профессиональных визуализаторов, дизайнеров интерьера, которые работают на пермском рынке, конечно, отбираются профессиональные качественные интерьеры, выполненные в программах AutoCAD и 3D max, и студентам сообщается о том, что через год, другой они смогут составить конкуренцию уже работающим специалистам. Многие задумываются.
«Чудо». Это заинтересовывает всех, особенно ленивых студентов, так как предлагающиеся им компьютерные программы действительно чудесные. Чтобы удивить обучающихся, конечно, надо знать специфику возможности программ. Они позволяют, построив один только план объекта, сразу же получить все разрезы, развертки, перспективы и аксонометрию. Учебные занятия построены так, что студенты, в первую очередь, осваивают ручную подачу, без этого нет возможности перейти к компьютерной графике, но каждый чертеж занимает большое количество времени, а здесь действительно «чудо»: за пять минут простое плоское изображение на глазах студентов превращается в объемное. Все это вызывает восторг и желание изучить программу, попробовать себя, что и является основой формирования мотивации к изучению данного МДК.
Одной из главных задач преподавателя является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение оценки по МДК, а в дальнейшем и диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.
Даже если выбор будущей специальности обучающимся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя у него устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.