Современная философия взаимодействия с семьей требует от педагогических коллективов новых подходов к сотрудничеству. Поэтому педагогам необходимо подбирать такие формы взаимодействия, которые предполагают активное включение родителей в педагогический процесс, в жизнь детского сада.[3]
Одной из самых эффективных форм, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей.
Привлечение родителей к такой деятельности дает им возможность стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от общих успехов.[2] Говорить о результативности можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. Для этого и был разработан проект «Мы вместе».
Цель данного проекта – создание условий для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей в целях всестороннего развития воспитанников.
Поставленную цель решали через реализацию следующих задач:
- планирование системы мероприятий, направленных на организацию совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи;
- вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – ребенок – семья.
При создании проекта старались охватить все направления развития и образования детей. И тем самым предоставить родителям право выбора. Проект включил в себя пять подпроектов: «Библиотека семейного чтения», «Семейный концерт», «За здоровьем всей семьей», «Поем вместе с мамой», «В гармонии с ребенком».
Создание и реализация проекта «Библиотека семейного чтения», на наш взгляд, очень значимо. Идет процесс падения уровня читательской культуры. Что, в свою очередь, ведет к падению уровня грамотности и культуры граждан. Отсюда возникает проблема поиска новых подходов к дилемме «дошкольник и книга».
На наш взгляд, чтение в кругу семьи имеет особое значение для читательской судьбы ребенка. Слушая взрослого, ребенок активно думает, переживает за героев. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием минуты духовного общения. Традиции семейного чтения – это возможность общения, ненавязчивого воспитания, интеллектуального развития дошкольника.[1]
Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства развития личности. В результате его реализации с помощью родителей была создана библиотека, обогащен библиотечный фонд. Работа библиотеки была спланирована с учетом интересов и запросов родителей и детей.
Наряду с традиционными формами работы: чтение вслух, посещение библиотеки детьми и родителями, организуем мероприятия, повышающие активность и заинтересованность родителей в совместном развитии и образовании. К таким мероприятиям относятся «Семейные гостиные», консультации, мастер – классы, викторины, библиотечные праздники, литературно – музыкальные вечера. Одной из значимых, на наш взгляд, форм взаимодействия с семьями воспитанников, являются практикумы «Продуктивное чтение для детей». В ходе таких встреч знакомим родителей с технологией продуктивного чтения и приглашаем для чтения вслух литературных произведений детям.
Следующий проект – «Семейный концерт». Целью проекта является организация сотрудничества с семьей через музыкально – художественную деятельность, выявление талантливых семей, приобщение к музыкальному искусству. Проект предусматривает следующие семейные концерты – «Ваш выход», «У нас нынче субботея», «Весенний хоровод». Эти концерты помогают не только выявить таланты, но и поднять авторитет родителей в глазах детей и их сверстников.
Проект «Поем вместе с мамой» также направлен на художественно – эстетическое развитие. Аудитория проекта – дети раннего возраста и их родители. Цель проекта - помощь молодым родителям в формировании у ребёнка раннего развития музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую деятельность. Используется методика раннего музыкального развития С.С. и Е.С. Железновых «Музыка вместе с мамой» каждое занятие начинается с приветственной песенки, проводится игра-разминка, пальчиковые и жестовые игры, игры на развитие слуха, музыкально – ритмических движений. В работе используется музыкальное сопровождение. Предлагаемая родителям фонограмма дает возможность развивать и развлекать малышей дома.[4]
С целью привлечения родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, развитию физического потенциала через совместную интерактивную деятельность был создан проект «За здоровьем всей семьей». Проект предусматривает пять тематических совместных занятий и дает возможность участвовать всем семьям, проявляющим интерес к здоровому образу жизни. Проект является самым востребованным в дошкольном образовательном учреждении.
Для гармонизации детско-родительских отношений в ДОУ уделяется большое внимание психологическим взаимоотношениям родителей и детей. С этой целью реализуется проект «В гармонии с ребенком», автором которого является педагог-психолог. Проект помогает развивать навыки психологического сотрудничества детей и родителей через игровую деятельность. Все мероприятия направлены на формирование детско-родительских отношений, совершенствование навыков общения и личностный рост всех участников.
Проект «Мы вместе» реализуется четыре года. Его внедрение позволило стимулировать социальное партнерство семьи и ДОУ. Анализируя и сравнивая результаты анкетирования родителей по вопросу участия их в проектной деятельности, можем уверенно сказать, что родительская активность, их вовлечение в образовательную деятельность с каждым годом увеличивается.