Полный текст статьи
Печать

   В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Данная позиция, с одной стороны, подчёркивает главенствующую роль родителей  в процессе образования детей, с другой - возлагает на родителей ответственность за обеспечение детям права на получение образования. Однако практика работы показывает, что не все родители готовы к активному участию в мероприятиях, направленных на образование и развитие ребёнка, считая, что обеспечение качественного образования – это задача образовательной организации, будь то детский сад или школа. Причины такого поведения родителей могут быть различны: высокая занятость родителей, вызванная необходимостью финансово обеспечивать семью, недостаточный уровень правовой культуры и педагогической компетентности родителей. Кроме того, родителям зачастую сложно принять ребёнка таким, какой он есть, с его недостатками, проблемами, особенностями развития. Родители не всегда могут компетентно оценить необходимость оказания ребёнку специализированной психолого-педагогической помощи. В данном случае родители чаще всего сами нуждаются в педагогической помощи и поддержке.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает «оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». С целью повышения эффективности деятельности в данном направлении педагоги дошкольных образовательных организаций активно используют разнообразные формы сотрудничества с родителями. В психологическом смысле сотрудничество  - это позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н.А.). Для выстраивания подобного взаимодействия педагогов и родителей мы используем такую форму как педагогическая мастерская.

Главной целью педагогической мастерской является обеспечение педагогической поддержки и сопровождения семьи. Основные направления деятельности мастерской – это психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей, которое заключается не столько в пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей,  сколько в обучении родителей взаимодействию с собственными детьми.

Педагогическая мастерская позволяет:

  • привлечь внимание родителей к вопросам, касающимся образования именно его ребёнка, т.к. занятия в мастерской проводятся в микро-группах по 3-4 человека и ориентированы на разрешение вопросов конкретных родителей;
  • вовлечь родителей непосредственно в организацию образовательной деятельности с детьми в качестве равноправных и равноответственных партнеров;
  • формировать у родителей умение видеть перспективы развития ребёнка, способность понять собственного ребёнка, его потребности, готовность к его эмоциональной поддержке;

Из действующих педагогических форм работы мастерская приближается  к исследовательским и проблемным методам обучения. Однако существуют и некоторые отличия, а именно:

проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;

проблема и направление исследования обычно выдвигаются педагогом, а в системе мастерских проблемы выдвигаются всеми ее участниками. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительна, чем в других методах работы.

Перед началом каждой встречи идет большая подготовительная работа. Проводится мониторинг по выявлению общей проблемы и основных направлений работы по проблеме, определение родителей, желающих поделиться собственным опытом семейного воспитания. Для этого используются достаточно известные педагогам методы: опрос, информационный почтовый ящик, анкетирование,  интервью и пр. Проводится анализ полученных данных, подбирается и изучается практический и теоретический материал по проблеме. Далее родителей приглашают на встречу через приглашение-анонс. Текст приглашения всегда разный, придуманный совместно детьми и воспитателями.

Работа в педагогической мастерской проходит в микро-группах по 3-4 человека, временных или постоянных. В ходе наших встреч мы используем элементы технологии Е. В. Бачевой «Урок семейной любви». Урок семейной любви – это основная форма обучения родителей и детей умению успешно выстраивать отношения в семейном кругу, грамотно и с любовью выполнять свои социальные роли, любить друг друга, себя и тех, кто рядом. В начале встречи перед участниками ставится вопрос или проблема, которая их волнует, затем дается время для поиска ответа, разрешения проблемы, выполнения задания. Каждая группа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу; при помощи ведущего участники мастерской согласовывают свои точки зрения друг с другом. Ведущий может добавить к обсуждению новый блок знаний по заданной теме: зачитать мнение известного человека, выдержки из газетной или журнальной статьи, строчки из писем, выступлений педагогов, политиков, ученых и т.д.

Весь процесс общения в ходе встречи строится по формуле: норма своя - норма другая. При этом каждый имеет право на свое мнение, нет точек зрения правильных или неправильных: есть просто своя точка зрения, свое мнение, свое решение, свое виденье. Слушая других, родители корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение, свой вывод. Занятие в мастерской продолжается от 35 до 40 минут, заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией: по кругу, в микро-группах, письменно или вслух.

    Главное назначение таких занятий – дать возможность родителям обсудить волнующие их вопросы, «проиграть» проблемные ситуации, найти оптимальный способ их решения, что, в конечном итоге, позволяет родителям узнать что-то новое о себе, о своей семье.

Таким образом, педагогическая мастерская позволяет оказывать консультативную помощь и педагогическую поддержку семьям и помогает родителям преодолевать возникающие трудности в воспитании, обучении и развитии ребёнка.