Полный текст статьи
Печать

В соответствии с современными требованиями работодателя, ФГОС СПО и тенденциями развития образования в мире предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке специалиста. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность. Компетентностный подход, в отличие от знаниевого, соединяет в себе интеллектуальную, практическую, эмоционально-ценностную составляющие образования. Данный подход объединяет в единое целое определенные знания, умения и навыки, относящиеся к определенной сфере деятельности, и личностные качества, обеспечивающие их усвоение. При этом компетеностный подход предполагает не передачу готовых знаний обучающимся, а создание условий для самостоятельного овладения ими. Учебная деятельность приобретает исследовательский или проективно-преобразовательный характер, становясь объектов усвоения. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

В этой новой парадигме образования на первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. В связи с этим во главу угла процесса обучения ставится применение инновационных образовательных технологий, в которых на первое место выходят активные методы обучения.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы Р.Ф. Жукова, В.Н.Буркова, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.        

Тщательно проанализировав теоретический аспект выдвинутой проблемы, мною были сделаны выводы, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

В педагогической практике мною наиболее часто используется классификация методов активного обучения, предложенная Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения: это деловая игра и анализ конкретных педагогических ситуаций. Также в процессе обучения активно использую неимитационныеметоды, такие как проблемные лекции, лекции визуализации, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. При изучении новых тем по дисциплине «Методика математического развития, теоретические основы обучения методике математики» использую лекции визуализации в сочетании с методом проблемного обучения. Учебную информацию по теме лекционного занятия переконструирую в визуальную форму для представления познавательного материала студентам через схемы, пиктограммы, дидактический материал рисунки, и т.п. К этой работе привлекаю студентов, у которых, в связи с этим формируются соответствующие умения, развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию обучения.

Так, например, при изучении темы: «Значение и задачи математического развития дошкольников как научной области» совместно со студентами составляется модель «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка», в которой указываются студентами критерии-направления всестороннего развития дошкольников в процессе их ознакомления с математикой (умственное, физическое, нравственное, эстетическое), а также показатели критериев: познавательные процессы, познавательный интерес, математические ЗУН; развитие мелкой моторики; дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность; эстетика пособий, моделей, чертежей, которые надо соотнести с направлениями развития.

Следующий визиализирующий пример в лекции: студентам предлагается заполнить схему – таблицу, в которой к логическим (умственным) операциям необходимо подобрать соответствующее задание для дошкольников, например: анализ – из каких геометрических фигур составлен домик; синтез – составь машину из геометрических фигур; сравнение – чем похожи эти предметы.

Данные уроки способствуют формированию таких профессиональных компетенцийкак: умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образовательного процесса на основе изучения профессиональной литературы. Приведу еще примеры, свидетельствующие об использовании активных методов обучения, как инновационных технологий в образовании.

Так при изучении темы: «Формирование у дошкольников представлений о количестве» использую карточки и пиктограммы, которые помогут будущему воспитателю наиболее эффективно обучить дошкольников приёмам наложения и приложения, сравнению элементов одного множества с элементами другого множества. Для развития активности мыслительных процессов студентов, предлагаю проблемную ситуацию: с какой целью, по их мнению, необходимо использовать данный наглядный материал. Таким образом, подвожу студентов к выводу об особенностях психического и математического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.

 Изучая тему: «Методика развития временных представлений у дошкольников», предлагаю студентам различные модели, которые помогут будущим специалистам сформировать у дошкольников понятие о таких особенностях времени как цикличность, текучесть, необратимость и непрерывность.

На этапе формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развития творческих способностей моделирую педагогические ситуации на уроках с элементами игры: деловую игру, проигрывание педагогических ситуаций, реконструкцию реальных событий.

Например, с помощью метода разыгрывания ролей (выбираются воспитатель, методист, инспектор отдела образования, дети) имитируется проведение практического занятия по методике математического развития дошкольников. В конце урока проводится оценка результатов проведённого занятия, учитель подводит итог урока.

На другой дисциплине «Психолого-педагогический практикум» у студентов формирую профессиональные компетенции: умение определять педагогические возможности различных методов и приёмов обучения в школе, умение анализировать педагогические факты и явления; находить информацию, необходимую для решения педагогических задач и проблем.

Для формирования выше перечисленных компетенций уроки чаще всего провожу в форме защиты проектов. Студенты разрабатывают и защищают проекты: «Детский сад будущего» и «Школа, в которой я хочу работать», «Мой первый день в школе», «Если бы я был участником конкурса «Учитель, которого ждут», на практических занятиях студенты разрабатывают конспекты фрагментов нестандартных уроков и интересных внеклассных мероприятий, затем в течение 5-7 мин презентуют фрагмент разработанного урока, общие результаты урока анализируются.

Часто практикую уроки в форме урока-конференции, для которого подгруппа студентов изучает тему и готовит интересные сообщения, другая,  изучая самостоятельно материал, выступает в роли оппонентов и продумывает проблемные вопросы. Общение происходит на деловой основе. Все этапы занятия эмоционально переживаются студентами. В течение всего урока они не только излагают новый материал, но и анализируют его, пытаясь критически воспринять, и утверждаются в правоте знаний через проблемный вопрос. Такое обучение не просто связано с усилением познавательной активности или мотивацией студентов, но и с задачей обеспечения успешности каждого студента на уроке. Ощущение успешности помогает студентам впоследствии показать хорошие результаты на контроле знаний.

Таким образом, можно сделать вывод: активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.

Использование активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, является технология использования активных методов обучения.