Полный текст статьи
Печать

Введение Федеральных образовательных стандартов четвертого поколения ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологии и методов обучения. Сегодня в образовательной среде наибольшую популярность приобрел метод проектов, так как проектная деятельность утверждена государственными стандартами.

Метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть «материальны», т. е. если это теоретическая проблема, то итогом работы должно быть конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению; Педагогу в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать студентам учиться, направлять его познавательную, исследовательскую деятельность.

Использование метода проектов особенно актуально и значимо, на наш взгляд, при разработке преподавателем контрольно- измерительных материалов.

Именно с проектной деятельностью сегодня неразрывно связываются понятия инициативности, самостоятельностй мышления, креативности и т. д.  Для каждого из участников проекта оцениваются:

  • профессиональные теоретические знания в соответствующей области;
  • умение работать с методической  и научной литературой;
  • умение составлять содержание проекта;
  • умение пользоваться информационными технологиями;
  • умение решать проблему;
  • умение представлять результаты собственной деятельности;
  • коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

Одной из форм проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю «Взаимодействие с родителями  (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» стала защита проекта. По типу проект должен быть практико-ориентированным, профессионально направленным, межпредметным, индивидуальным.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

-планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими); наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;

-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

-взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

-создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

-руководства работой помощника воспитателя;

-планирования работы с ребенком в условиях семьи;

-организации и проведения праздников и развлечений в кругу семьи.

При подготовке проекта по профессиональному модулю «Взаимодействие с родителями  (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» мы предоставляем студентам, готовящим проект, следующие права: самостоятельно выбирать тему проекта; самостоятельно выбирать и апробировать  методы решения проектной задачи; самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.

Работа над проектом разделяется на следующие стадии:

  1. Постановка проблемы (планирование взаимодействия с членами семьи в конкретной образовательной области; работа с участниками образовательной организации; сотрудничество с субъектами воспитательной системы города).
  2. Определение методологических характеристик проекта.
  3. Разработка содержания проектной работы, апробация, анализ, оценка полученных результатов.
  4. Представление проекта (презентация).

Целью проекта является разработка комплекса мероприятий по взаимодействию с родителями, сотрудниками образовательной организации, позволяющих после их реализации обеспечить определенный педагогический эффект.

  Студенты в ходе проектирования определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта: место проведения, участников проекта, оборудование, содержание, сроки и этапы проекта. В процессе реализации данного этапа студенты определяют наиболее рациональные формы работы с семьей, как традиционные (родительские собрания, посещения на дому, беседы и др.), так и не традиционные (совместные мероприятия  родителей, специалистов, детей в разнообразных современных формах, досуговые мероприятия и др.). В рамках взаимодействия с сотрудниками дошкольного учреждения студенты проектируют такие формы, как педагогические чтения, анализ конкретных ситуаций, тренинг, деловые  игры и др.

  Выбирая и обосновывая тему проекта студенты будут придерживаться следующих рекомендаций. Для более тщательной проработки темы проекта, студенты сначала анализируют сложившуюся практику и деятельность образовательных организаций, воспитательный потенциал семьи, возможности других воспитательных институтов, определяется методологическая основа проекта: цели, задачи, гипотеза, методы исследования, теоретическая основа и практическая значимость.

  При разработке основного содержания проекта определяются этапы, сроки, продукты проектируемой деятельности.

  На этапе планирования работы над проектом студенты подбирают материал в соответствии с целью, задачами проекта,  разрабатывают конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности образования, развития детей дошкольного возраста.

  Цель организационного проектирования заключается в проведении комплекса мероприятий разработанных на этапе планирования. Результатом данного этапа проекта должно быть присвоение детьми дошкольного возраста определенных знаний, умений, навыков; достижение нового уровня развития способностей, психических процессов; обеспечение положительной динамики в воспитательной сфере.Другим положительным моментом данного этапа проектирования является приращение педагогических знаний родителями под руководством студентов. Родители и студенты совместно учатся организовывать детскую деятельность, наблюдать и анализировать за достижениями детей, видеть перспективы дальнейшего развития детей на основе их интересов и мотивов деятельности.

  Результатом этапа рефлексии должен быть анализ и оценка полученных результатов проектной деятельности, практические предложения по решению поставленных задач и целей проекта, а так же предложения по внедрению результатов проекта в системе дошкольного образования.

Оценка выполнения проектной деятельности — это последовательный переход от рефлексии к качественной оценке результатов работы.Для оценки проекта были использованы следующие критерии:

  • актуальность проекта — проект взаимодействия с родителями  (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации должен быть выполнен на актуальную, важную тему;
  • · практическая значимость — проект должен обладать практической ценностью, т. е. должен быть выполнен так, чтобы его

результаты можно было использовать в педагогической деятельности;

  • · профессиональный уровень проекта - поставленная перед обучающимися задача по проектированию взаимодействия с родителями  (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации должна быть достаточно сложной, но выполнимой. К оцениванию проекта желательно привлекать представителей от работодателей (что хорошо получается при выступлении на конференциях);
  • · публичность проекта - завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты;
  • · организационный уровень проекта — проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Отчет должен быть выполнен по стандартной, заранее известной обучающимся форме;
  • · технический уровень проекта — проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий.

Для студентов предлагаются примерные темы проектов, которые они выбирают по желанию:

  1. Встреча со специалистами «Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов в семье».
  2. Организация семейного досуга «Игры в кругу семьи».
  3. Организация родительского собрания «Традиции и обычаи воспитания детей в семье на примере башкирской культуры».
  4. Проведение педагогических чтений как форма повышения педагогической культуры.
  5. Создание банка активных форм совместной работы с  родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи и др.
  6. Презентация методического пособия «Играя, развиваем речь».
  7. Педагогическая консультация «Вместе с родителями будем здоровыми!»