Введение Федеральных образовательных стандартов четвертого поколения ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологии и методов обучения. Сегодня в образовательной среде наибольшую популярность приобрел метод проектов, так как проектная деятельность утверждена государственными стандартами.
Метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть «материальны», т. е. если это теоретическая проблема, то итогом работы должно быть конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению; Педагогу в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать студентам учиться, направлять его познавательную, исследовательскую деятельность.
Использование метода проектов особенно актуально и значимо, на наш взгляд, при разработке преподавателем контрольно- измерительных материалов.
Именно с проектной деятельностью сегодня неразрывно связываются понятия инициативности, самостоятельностй мышления, креативности и т. д. Для каждого из участников проекта оцениваются:
- профессиональные теоретические знания в соответствующей области;
- умение работать с методической и научной литературой;
- умение составлять содержание проекта;
- умение пользоваться информационными технологиями;
- умение решать проблему;
- умение представлять результаты собственной деятельности;
- коммуникабельность, инициативность, творческие способности.
Одной из форм проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» стала защита проекта. По типу проект должен быть практико-ориентированным, профессионально направленным, межпредметным, индивидуальным.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
-планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими); наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;
-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
-взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
-создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
-руководства работой помощника воспитателя;
-планирования работы с ребенком в условиях семьи;
-организации и проведения праздников и развлечений в кругу семьи.
При подготовке проекта по профессиональному модулю «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» мы предоставляем студентам, готовящим проект, следующие права: самостоятельно выбирать тему проекта; самостоятельно выбирать и апробировать методы решения проектной задачи; самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.
Работа над проектом разделяется на следующие стадии:
- Постановка проблемы (планирование взаимодействия с членами семьи в конкретной образовательной области; работа с участниками образовательной организации; сотрудничество с субъектами воспитательной системы города).
- Определение методологических характеристик проекта.
- Разработка содержания проектной работы, апробация, анализ, оценка полученных результатов.
- Представление проекта (презентация).
Целью проекта является разработка комплекса мероприятий по взаимодействию с родителями, сотрудниками образовательной организации, позволяющих после их реализации обеспечить определенный педагогический эффект.
Студенты в ходе проектирования определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта: место проведения, участников проекта, оборудование, содержание, сроки и этапы проекта. В процессе реализации данного этапа студенты определяют наиболее рациональные формы работы с семьей, как традиционные (родительские собрания, посещения на дому, беседы и др.), так и не традиционные (совместные мероприятия родителей, специалистов, детей в разнообразных современных формах, досуговые мероприятия и др.). В рамках взаимодействия с сотрудниками дошкольного учреждения студенты проектируют такие формы, как педагогические чтения, анализ конкретных ситуаций, тренинг, деловые игры и др.
Выбирая и обосновывая тему проекта студенты будут придерживаться следующих рекомендаций. Для более тщательной проработки темы проекта, студенты сначала анализируют сложившуюся практику и деятельность образовательных организаций, воспитательный потенциал семьи, возможности других воспитательных институтов, определяется методологическая основа проекта: цели, задачи, гипотеза, методы исследования, теоретическая основа и практическая значимость.
При разработке основного содержания проекта определяются этапы, сроки, продукты проектируемой деятельности.
На этапе планирования работы над проектом студенты подбирают материал в соответствии с целью, задачами проекта, разрабатывают конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности образования, развития детей дошкольного возраста.
Цель организационного проектирования заключается в проведении комплекса мероприятий разработанных на этапе планирования. Результатом данного этапа проекта должно быть присвоение детьми дошкольного возраста определенных знаний, умений, навыков; достижение нового уровня развития способностей, психических процессов; обеспечение положительной динамики в воспитательной сфере.Другим положительным моментом данного этапа проектирования является приращение педагогических знаний родителями под руководством студентов. Родители и студенты совместно учатся организовывать детскую деятельность, наблюдать и анализировать за достижениями детей, видеть перспективы дальнейшего развития детей на основе их интересов и мотивов деятельности.
Результатом этапа рефлексии должен быть анализ и оценка полученных результатов проектной деятельности, практические предложения по решению поставленных задач и целей проекта, а так же предложения по внедрению результатов проекта в системе дошкольного образования.
Оценка выполнения проектной деятельности — это последовательный переход от рефлексии к качественной оценке результатов работы.Для оценки проекта были использованы следующие критерии:
- актуальность проекта — проект взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации должен быть выполнен на актуальную, важную тему;
- · практическая значимость — проект должен обладать практической ценностью, т. е. должен быть выполнен так, чтобы его
результаты можно было использовать в педагогической деятельности;
- · профессиональный уровень проекта - поставленная перед обучающимися задача по проектированию взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации должна быть достаточно сложной, но выполнимой. К оцениванию проекта желательно привлекать представителей от работодателей (что хорошо получается при выступлении на конференциях);
- · публичность проекта - завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты;
- · организационный уровень проекта — проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Отчет должен быть выполнен по стандартной, заранее известной обучающимся форме;
- · технический уровень проекта — проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий.
Для студентов предлагаются примерные темы проектов, которые они выбирают по желанию:
- Встреча со специалистами «Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов в семье».
- Организация семейного досуга «Игры в кругу семьи».
- Организация родительского собрания «Традиции и обычаи воспитания детей в семье на примере башкирской культуры».
- Проведение педагогических чтений как форма повышения педагогической культуры.
- Создание банка активных форм совместной работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи и др.
- Презентация методического пособия «Играя, развиваем речь».
- Педагогическая консультация «Вместе с родителями будем здоровыми!»