«Тот, кто смог отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
Начальное образование – это самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного образования. Именно оно, как первая ступень общего образования, раньше всех реагирует на изменяющуюся действительность, новые социальные ориентиры - открытость и интеграцию, учет критериев качества образования, общих со всем цивилизованным миром.
Профессиограмма учителя начальных классов включает использование разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся, выработка инновационного стиля научно – педагогического мышления не только младших школьников, но самого педагога. Уроки в начальной школе могут различаться по следующим параметрам:
- учебной задаче;
- ведущей деятельности учащихся;
- типу учебного материала.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.
В структуре урока, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение педагогом объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся.
Современная начальная школа стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя (и школы в целом), направленная на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств ученика. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил учащегося, становится актуальной проблема оценивания его учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Кроме практикуемой традиционной бальной системы, существуют различные методики оценивания, ориентированные на развитие учащихся и на конечный результат. Такие как:
- Линеечки – Г.А. Цукерман
- Лесенка достижений, дробь - О.М. Корчемлюк
- Листы индивидуальных достижений
- Лесенка – В.Г.Щур
- Лист открытого учета знаний – В.Ф.Шаталов
- Поурочный лист учета знаний – О.А.Глобина, преподаватель Ростовского педагогического колледжа
- Работа с эталонами – Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
Отличительной особенностью содержания новой системы оценки является ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, в силу присутствия в структуре оценочной деятельности регулятивного компонента она является универсальным учебным действием.
Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности, открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для педагога.
При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.
По содержанию:
- · Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.).
- · Устная - предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
- · Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
- · Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- · Рефлексия деятельности
- · Рефлексия содержания учебного материала
I. Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния
1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку (в соответствии с темой), зачитать эмоциональное стихотворение. Потом обязательно спросить нескольких учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
2. «Солнышко и тучка» Дети выбирают соответствующее изображение: «Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.
Существуют различные варианты данного приёма. Например, на доске прикреплёно солнышко, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку, если понравился урок, получил много интересной информации; тучку - если занятие неинтересное, было мало полезной информации.
3. «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи на уроках письма.
4. Большое разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Букет настроения». Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет. Большую помощь в этом может оказать интерактивная доска.
II. Рефлексия деятельности
1. «Знаки» Данный приём удобно использовать при обучении чистописанию. Попросите учащихся найти, соотнести с образцом и отметить (поставить точку, подчеркнуть и т.д.) самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что понял и осознал каждый ребёнок, а над чем нужно еще поработать.2. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у
меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению.
3. «Фразеологизм» (пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак.Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
! - шевелил мозгами
. . . - слышал краем уха
? - считал ворон
При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.
III. Приёмы рефлексия содержания учебного материала
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
1. Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию, изобразить условный знак на полях тетради:Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться!
Да, трудно всё таки учиться!
2. «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал… |
Я попробую… |
Расскажу дома, что |
У меня получилось… |
Я выполнял задания… |
Теперь я могу… |
Было интересно… |
Меня удивило… |
Урок дал мне для жизни… |
Я смог… |
Я понял, что… |
Мне захотелось… |
Было трудно… |
Я почувствовал, что… |
Я не знал… - Теперь я знаю… |
3. «Плюс-минус-интересно» Этот приём позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста учащихся и наличия времени. Предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «плюс» записывается (или называются) все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают возникшие вопросы по данной теме, ответы на которые они могут найти самостоятельно, используя различные источники информации.
4. «Метод пяти пальцев» не требует специального оборудования, используется с 1 класса. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроение. Моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья?
5. «Мишень» - учащиеся выполняют рефлексию учебной деятельности по заданным критериям. На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Учащиеся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем в большей степени проявился данный параметр.6. «Анкета» Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку. Если рефлексия проводится в устной форме, можно предложить детям аргументировать свой выбор.
7. Необходимым этапом в проектной деятельности является этап рефлексия. Если предполагается индивидуальная работа над проектом, то использую следующую анкету (начиная с 3 класса, при организации проектной деятельности):
1 |
Название учебного проекта |
|
2 |
Почему я стала работать над проектом |
|
3 |
Какой продукт я хочу получить? |
|
4 |
Какими источниками информации я пользовалась |
|
5 |
Что нового я узнала? |
|
6 |
Мои впечатления от работы |
|
7 |
Оценка работы |
|
8 |
Что бы хотелось дополнить |
Если предполагается групповая работа над проектом, то предусматривается не только рефлексия эмоционального состояния и деятельности каждого ребёнка, данной группы, но и рефлексию деятельности других групп.
Обучение рефлексии парной и групповой работы
В первом классе по причине несформированности навыков чтения и письма, учащиеся впечатления от работы в паре или в группе показывают при помощи цвета или символов, постепенно вводятся критерии групповой (парной) работы, ориентируясь на которые дети высказываются в устной форме или письменно.
Критерии групповой работы:
- тихо – шумно
- дружно - ссорились
- распределили обязанности – не смогли распределить обязанности
- слушали внимательно друг друга - перебивали
- все проявляли активность – не все активно работали
- смогли принять общее решение – не смогли
- найден правильный ответ – ответ с ошибкой – ответ неверный
- было работать интересно – не интересно
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче!