Полный текст статьи
Печать

«Тот, кто смог отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед» 
Евгений Доманский
  

Начальное образование – это самостоятельное и обязательное  звено в системе непрерывного образования. Именно оно, как первая ступень общего образования, раньше всех реагирует  на изменяющуюся действительность, новые социальные ориентиры - открытость и интеграцию, учет критериев качества образования, общих со  всем  цивилизованным миром.

Профессиограмма учителя  начальных классов  включает  использование разнообразных форм организации учебной деятельности  обучающихся, выработка инновационного стиля научно – педагогического мышления  не только  младших школьников, но самого педагога. Уроки  в начальной школе   могут различаться по следующим параметрам:

  • учебной задаче;
  • ведущей деятельности учащихся;
  • типу  учебного материала.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало раз­витие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирова­ние у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.  Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовно­сти к обучению в основном звене.

     Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. 

Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

В структуре урока, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение педагогом  объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся.

Современная  начальная школа стоит на позициях  многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя (и школы в целом), направленная на максимальное раскрытие  и развитие личностных качеств  ученика. При этом учебный  материал выступает  уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а  школа пробы сил учащегося, становится актуальной  проблема оценивания  его учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Кроме практикуемой  традиционной бальной системы, существуют различные методики оценивания, ориентированные на развитие учащихся  и на конечный результат.  Такие как:

  • Линеечки – Г.А. Цукерман
  • Лесенка достижений, дробь -  О.М. Корчемлюк
  • Листы индивидуальных достижений
  • Лесенка – В.Г.Щур
  • Лист открытого учета знаний – В.Ф.Шаталов
  • Поурочный лист учета знаний – О.А.Глобина, преподаватель Ростовского  педагогического колледжа
  •  Работа с эталонами – Д.Б. Эльконин,  В.В. Давыдов

Отличительной особенностью  содержания новой системы оценки является ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, в силу присутствия  в структуре оценочной деятельности  регулятивного компонента  она является  универсальным учебным действием.

 Приоритетной задачей, стоящей          перед школой, является подготовка  учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности, открыто выражать и отстаивать свою  общественную позицию, критически оценивать  собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность  и настойчивость в достижении результата, адаптироваться  в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. 

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для  педагога.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.

По содержанию

  • · Символическая  -  когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.).
  • · Устная -  предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
  • · Письменная  -  самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Исходя из  функций  рефлексии предлагается следующая классификация.

  • · Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • · Рефлексия деятельности
  • · Рефлексия содержания учебного материала

  I. Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку  (в соответствии с темой), зачитать эмоциональное стихотворение. Потом обязательно спросить нескольких учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

2. «Солнышко и тучка» Дети выбирают соответствующее изображение: «Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.

Существуют различные варианты данного приёма. Например, на доске прикреплёно  солнышко, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку, если понравился урок, получил много интересной информации; тучку - если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

3. «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи на уроках письма.

4. Большое разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Букет настроения».  Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет. Большую помощь в этом может оказать интерактивная доска.

 II. Рефлексия деятельности

1. «Знаки»  Данный приём удобно использовать при обучении чистописанию. Попросите учащихся найти, соотнести с образцом и отметить (поставить точку, подчеркнуть и т.д.) самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что понял и осознал каждый ребёнок, а над чем нужно еще поработать.

2. «Лесенка успеха»
 – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у

меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению.

3. «Фразеологизм» (пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

!     -  шевелил мозгами

. . . - слышал краем уха

?    - считал ворон

При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.

III. Приёмы рефлексия содержания учебного материала

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

1. Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию, изобразить условный знак на полях тетради:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться!

Да, трудно всё таки учиться!

2. «Рефлексивный экран».  Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Я попробую…

Расскажу дома, что

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Было интересно…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Я смог…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Было трудно…

Я почувствовал, что…

Я не знал… - Теперь я знаю

3. «Плюс-минус-интересно»  Этот приём позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста учащихся и наличия времени. Предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «плюс» записывается (или называются) все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают возникшие вопросы по данной теме, ответы на которые они могут найти самостоятельно, используя различные источники информации.

4. «Метод пяти пальцев»   не требует специального оборудования, используется  с 1 класса. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроение. Моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья?

5. «Мишень» - учащиеся выполняют рефлексию учебной деятельности по заданным критериям. На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Учащиеся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем в большей степени проявился данный параметр. 

6. «Анкета» Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку. Если рефлексия проводится в устной форме, можно предложить детям аргументировать свой выбор.

 

7. Необходимым этапом в проектной деятельности является этап рефлексия. Если предполагается индивидуальная работа над проектом, то использую следующую анкету (начиная с 3 класса, при  организации проектной деятельности):

1

Название учебного проекта

 

2

Почему я стала работать над проектом

 

3

Какой продукт я хочу получить?

 

4

Какими источниками информации я пользовалась

 

5

Что нового я узнала?

 

6

Мои впечатления от работы

 

7

Оценка работы

 

8

Что бы хотелось дополнить

 

Если предполагается групповая работа над проектом, то предусматривается  не только рефлексия эмоционального состояния и деятельности каждого ребёнка, данной группы, но и рефлексию деятельности других групп.

                                          Обучение рефлексии парной и групповой работы

В первом классе по причине несформированности навыков чтения и письма, учащиеся впечатления от работы в паре или в группе показывают при помощи цвета или символов, постепенно вводятся критерии групповой (парной) работы, ориентируясь на которые дети высказываются в устной форме или письменно.

Критерии групповой работы:

  • тихо – шумно
  • дружно - ссорились
  • распределили обязанности – не смогли распределить обязанности
  • слушали внимательно друг друга - перебивали
  • все проявляли активность – не все активно работали
  • смогли принять общее решение – не смогли
  • найден правильный ответ – ответ с ошибкой – ответ неверный
  • было работать интересно – не интересно

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче!