Полный текст статьи
Печать

К системе среднего профессионального образования в настоящее время предъявляются новые требования не только по содержанию профессиональной подготовки специалистов среднего звена, но и по самой системе организации учебного процесса. Современный работодатель отдает преимущества при приеме на работу специалисту, способному к профессиональному самообразованию, творчески ориентированному к выполняемой работе, обладающему активной профессиональной позицией при организации производственной деятельности на своем рабочем месте.

В соответствии с этим возрастает роль и значение новых подходов к комплексному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе к разработке учебно-методических комплексов (УМК) по учебным дисциплинам и, особенно, по профессиональным модулям.

УМК – это совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реализации образовательного процесса по учебной дисциплине [1].

Учебная дисциплина «Основы экономики организации» относится к разделу ОП.00. Общепрофессиональных дисциплин ПП.00. Профессионального цикла ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство [5].

Основной целью освоения учебной дисциплины «Основы экономики организации» является формирование умений и знаний, общих и профессиональных компетенции, необходимых современным специалистам среднего звена, отвечающим требованиям ФГОС и запросам работодателей.

Разработка и использование УМК по учебной дисциплине «Основы экономики организации» в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:

  • четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  • отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  • последовательную реализацию внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности;
  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
  • планирование и организацию самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
  • определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
  • определение оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов [5].

Исходя, из этих задач были определены:  сущность, структура и содержание УМК. В основу конструирования УМК  были заложены  следующие принципы:

- научность;

-функциональность;

- системность (или комплексность);

- информативность;

- непрерывность;

- сотрудничество;

- вариативность;

- принцип обратной связи и гибкость.

 

Содержание УМК, отражает модульно-компетентностный подход к обучению, в котором сделан акцент на активную позицию обучаемого, который заинтересован в своих знаниях, а педагог осуществляет управление: мотивирование, организацию, координацию, консультирует и контролирует [3]. Поэтому, важно предложить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения учебной дисциплины. Задачами преподавателя при этом являются: консультирование, оценка всех  тем и разделов учебной дисциплины, мотивационная деятельность по активному привлечению обучающихся к самостоятельной и практической деятельности.

Основными компонентами (блоками) УМК по учебной дисциплине «Основы экономики организации» являются: программно-планирующий блок, учебно-методический блок, диагностико-контролирующий блок и блок наглядно-дидактического материала. Каждый блок имеет свои особенности и структуру, отражающие компоненты учебной дисциплины.

1. Программно-планирующий блок.

Функционально программно-планирующий блок обеспечивает прохождение рабочей программы учебной дисциплины экспертизы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС, а также планомерность обучения и включает в себя:

1.1. Выписку из ФГОС СПО;

1.2. Описание дисциплины;

1.3. Рабочую программу учебной дисциплины;

1.4. Календарно-тематический план учебной дисциплины;

1.5. Протокол ознакомления обучающихся с требованиями по освоению учебной дисциплины;

2. Учебно-методический блок.

Учебно-методический блок обеспечивает в комплексе обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность студентов и включает в себя:

2.1. Список основной и дополнительной литературы;

2.2. Учебники и учебные пособия (в  т. ч. электронный учебник);

2.3. Конспект лекций по темам (в т. ч. электронный вариант);

2.4. Комплект практических работ  и методические рекомендации к ним (в т. ч. электронный вариант);

2.5. Планы семинарских занятий;

2.6. Сценарий деловой игры;

2.7. Темы самостоятельных работ и методические рекомендации к ним (в т. ч. электронный вариант);

2.8. Комплект карточек-заданий;

2.9. Сборник задач повышенной сложности;

2.10. Методические указания по написанию и оформлению рефератов;

2.11. Глоссарий.

Для изучения учебной дисциплины разработаны конспекты лекций по темам рабочей программы, контрольные вопросы для самопроверки, используются учебники и учебные пособия (в т. ч. электронные). При работе с учебником осуществляется подход «учащийся - учебник - учитель» [2].

Практические занятия (работы) разработаны на основе нормативно-технической и руководящей документации, инструкциях и положениях базового предприятия (ООО «УАЗ»), что учитывает запросы работодателя и направлено на формирование профессиональных компетенций.

Практические задания имеют вариативность, и различаются по уровню сложности, что обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Оценка практических работ основана на бальной системе, каждая работа имеет 20-ть баллов. Студент может  сам выбрать, какие задания он выполнит и на, какую оценку. Осуществляется мониторинг за выполнением практических работ.

Тематика и виды самостоятельной работы по учебной дисциплине определены рабочей программой. В соответствии, с этим разработаны методические рекомендации по их выполнению и оформлению. Программой предусмотрено 14 самостоятельных работ, часть из которых выполняется во время занятий. Внеаудиторные работы могут быть выбраны студентом по принципу – не менее 50%. Самостоятельные работы имеют разную бальную оценку в зависимости от уровня сложности.

Организация самостоятельной работы проходит в форме делового взаимодействия: обучающийся получает непосредственные указания и рекомендации преподавателя об организации своей деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. За выполнением самостоятельных работ проводится мониторинг.

3. Диагностико-контролирующий блок.

Диагностико-контролирующий блок обеспечивает выявление, измерение, и оценивание знаний, умений у обучающихся, а также степень сформированности общих и профессиональных компетенций и включает в себя:

3.1. Материалы входного и текущего контроля;

3.2. Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ);

3.3. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС);

3.4. Контрольные вопросы к зачету;

3.5. Банк тестовых заданий;

3.6. Паспорт фонда оценочных средств.

Контроль является необходимым компонентом процесса обучения. Контроль устанавливает факт выполнения или невыполнения, а оценка – качество выполнения. Контроль и оценка стимулируют и активизируют работу, как обучающегося, так и преподавателя.

Дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение преподавателем объективной информации о степени сформированности общих и профессиональных компетенций. Инструментом для этого служат КИМ и КОС по учебной дисциплине. По дисциплине предусмотрены и проводятся текущий, промежуточный и итоговый контроль.

4. Блок наглядно-дидактического материала.

Блок наглядно-дидактического материала обеспечивает повышение степени восприятия учебного материала и делает его более доступным для обучающихся и в комплексе обеспечивает обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения. Он включает в себя:

4.1.Структурно-логические схемы;

4.2. Опорные плакаты;

4.3. Таблицы, графики, диаграммы;

4.4. Презентации.

Разрабатывая составляющие и содержание УМК для освоения учебной дисциплины, учитывались основные концептуальные подходы, отмеченные в ФГОС СПО нового поколения. Например, ориентация на результат с учетом минимальных требований к подготовке студентов в соответствии с общими и профессиональными компетенциями, интеграция теоретического и практического компонентов в обучении, использование активных методов обучения (АМО), обоснованный отбор необходимых теоретических знаний, интегрированных в практические занятия, преобладание самостоятельного изучения теоретического материала обучающимися.

А, также был сделан акцент на практико-ориентированную среду обучения с целью формирования как профессиональных, так и общих компетенций. Так, как единство задач формирования общих и профессиональных компетенций отражает интеграцию профессиональных и общеобразовательных циклов в содержании профессионального обучения.

Эффект от  реализации УМК по учебной дисциплине во многом зависит и от применения в учебном процессе современных инновационных педагогических технологий (блочно-модульных, информационно-коммуникационных и др.), а также использования разнообразных методов и форм активного обучения. Вместе с тем работа по разработке и усовершенствованию УМК должна быть систематичной, планомерной и непрерывной.

Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод о необходимости планомерного мониторинга  внедрения и реализации УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям для повышения эффективности образовательного процесса.