Полный текст статьи
Печать

Важно уметь распознать то,                                                                              

                                                            что может нанести организму вред.   

                                                                                          Клавдий Гален

 

Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных, обращающихся за помощью к медицинским работникам. Поэтому, безусловно, студент-медик просто обязан разбираться в современных лекарственных препаратах. Однако арсенал используемых лекарственных средств увеличивается постоянно, что создает определенные проблемы для обучения, т.к. фармакология одной из наиболее «трудных» учебных дисциплин.

Фармакология в дословном переводе означает учение о лекарствах – лекарствоведение (от греч. Pharmacon – лекарство, яд и logos – учение) – наука о взаимодействии лекарственных веществ и организма [1]. В прошлом фармакология охватывала все сведения о лекарственных веществах, об их получении, составе, способах приготовления и действия на организм.

Современная фармакология – это наука о действии и изыскании лекарств, целью которой является изучения изменения, наступающие в организме под влиянием лекарственных веществ, для использования в медицинской практике и получение новых эффективных лекарственных форм и средств [2].

На уроках фармакологии при формировании профессиональных компетенций студентов медицинских специальностей уделяется особое внимание изучению лекарственных форм, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия, формирование сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Основными задачами современной фармакологии является создание и обоснование рационального применения новых лекарственных форм, и изучение новых свойств уже известных лекарственных препаратов, а также усовершенствовании знаний теоретических основ фармакологии и осведомлении, о химическом строении и физических свойствах.

Список лекарственных веществ, применяемых современной медициной, не является незаменимым и неподвижным. Благодаря совместной творческой работе фармакологов, химиков, ботаников – фармокогносистов и клиницистов, арсенал лекарственных средств постоянно пополняется новыми лекарственными веществами, которые заменяют и делают излишними прежде применяемые лекарственные средства. Общебиологическое значения механизмов действия лекарственных веществ помогает расширить представления о химической сущностипроцессов, происходящих в живых клетках, механизмах регуляции функций систем и организма. Лекарственные вещества выступают в роли фармакологических «зондов», помогающих оценить наличие направленность и выраженность ответных реакций со стороны клеток, тканей, органов и систем. Чаще всего в процессе изучения предмета фармакологии при формировании профессиональных компетенций используются знания основных лекарственных групп и их фармакотерапевтическое действие, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии.

В экспериментальной фармакологии при формировании профессиональной компетенции, являющейся основой для решения новых задачв области фармакологической науки, выделить можно три методологических подхода: биохимический, физиологический, морфологический [3].

Использование метода биохимического – это результат изучения современной фармакологии природы реакций взаимодействия междулекарственным веществом и биомолекулами.

В процессе изучения на уроке фармакологии и формировании практической компетенции возможна отработка практических навыков путем осуществления поиска в номенклатуре лекарственных средств, а также  изучение применения лекарственных средств, нахождение сведений о лекарственных препаратах в доступных базах данных.

В использование метода физиологического и морфологического – фармакология анализирует изменение функций и строение органов и систем, вызываемых фармакологическим воздействием. Исследование действия лекарственных веществ на организм и особенно изучение новых лекарственных веществ проводятся, прежде всего, путем эксперимента на животных. Поэтому современная фармакология относится к экспериментальным медицинским наукам.

На уроке фармакологии на основании данного метода формируем студенту понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, самостоятельности определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Экспериментальная фармакология по существу является наукой физиологической, так как она изучает жизнедеятельность микроорганизма в условиях воздействия на него лекарственных веществ. Метод исследования в современной фармакологии – чисто физиологический. Но современная фармакология очень тесно связана с биохимией, поэтому успешно используются как физиологические, так и современные биохимические и физико-химические методы. И как следствие в формировании профессиональных компетенций и общий результат – это пополнение медицинской практики новыми средствами и методиками лекарственной терапии, организация собственной деятельности, выполнение профессиональных задач, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.  

Теоретический метод в формировании профессиональной компетенции составляет фундаментальный вклад в развитие современной фармакологии: регуляторные процессы, механизм взаимодействия лекарственных веществ с биологическими структурами на клеточном, субклеточном, тканевом, органном, системном, внутриклеточноми молекулярном уровне и изучение возникающих при этом эффектов.

Экспериментальная и теоретическая фармакология является связующим звеном клинической фармакологии, и фундаментальным показателем в курсе фармакологии при формировании профессиональных компетенций.

Однако, окончательные выводы об эффективности использования методологии в современной фармакологии и предлагаемых методов лекарственной терапии могут быть сделаны на основании лечебной практики. Для полной объективности пользуются так называемым «двойным слепым контролем», при которой часть контрольных пациентов получают безразличное вещество (плацебо), и ни пациент, ни лечащий врач не знают, принимается ли используемое лекарственное средство или плацебо.