Полный текст статьи
Печать

В современном мире уделяется огромное внимание эмоциональной сфере человека. Негативное влияние стресса на здоровье человека очень велико, напряжение разных систем организма становится причиной многих заболеваний как  физических, так и  душевных. Л.П. Урванцев в своих статьях пишет о том, что «психические и соматические процессы тесно взаимосвязаны». Психика ребенка более ранима, и сталкиваясь на своем пути с серьезными трудностями  в общении с детьми и взрослыми, получает травмирующие переживания. Накопление эмоционального напряжения  у ребенка проявляется как в дефектах социально – эмоционально развития, так и  в психосоматических проявлениях. Психологические особенности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы давно стали предметом психологического анализа (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.И. Селецкий и др.). Специалист в области детских и подростковых неврозов А. И. Захаров в своих книгах пишет о том, что значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами.

Этот вопрос актуален и в нашем учреждении. В январе 2016 года проводилось обследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста по методикам «Дом – Дерево – Человек»; «Моя семья»;  «Сказка»; «Цветовой тест». Как показали результаты диагностики,   85% детей имеют те или  иные эмоциональные нарушения.

В связи с этими данными возникла необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям с эмоциональным неблагополучием.  Для коррекции эмоциональных нарушений использовался увлекательный и эффективный метод песочная терапия.  Основной целью коррекционной работы являлось выявление внутренних конфликтов у ребенка через наблюдение за его действиями и высказываниями во время игры, и создание комфортных условий для  снижения нервно – психического напряжения.

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Игры с песком  активизируют бессознательное ребенка, усиливая понимание и чувствование своего внутреннего эмоционального мира, а так же раскрывают механизмы решения проблемы.  В творческих занятиях с детьми использовался кинетический песок. Кинетический песок имеет ряд особых свойств, которые не маловажны в работе с детьми – он не липнет к рукам, одновременно и подвижный и сохраняет форму, похож на мокрый песок, но на ощупь сухой.

Перед организацией ведения цикла занятий песочной терапии проводилась предварительная работа, которая была направленна на привлечение внимания детей к эмоциональному миру людей; обучение распознавания и выражения  некоторых базовых эмоций, определение  негативных и позитивных эмоций. В ходе предварительной работы  дети смогли  идентифицировать  свое эмоциональное состояние и обсудить, какие эмоции дети испытывают, какие им нравятся, а какие нет.

После предварительной работы начался основной этап работы с детьми – творческие игры с кинетическим песком. Коррекционные занятия проводились в разных формах: индивидуальной, групповой.    Так как творческие занятия с кинетическим песком  это не обучение, а способ  самовыражения и «отреагирования» внутренних ощущений, то детям объяснялось, что работу их оценивать никто не будет, тем самым помогая активировать свободное фантазирование.

Игровой процесс начинался с ритуала, в котором обговаривались правила игры с песком. Через знакомство с необычными свойствами песка развивалась тактильно -  кинестетическая чувствительность. Приятный на ощупь, пушистый и рыхлый, кинетический песок  во время прикосновений завораживал детей и вызывал чувство восторга и неподдельной радости. Увлекательное действие пропускание песка сквозь пальцы, вызывало у детей удивление от ощущений, что песок, словно медленно «течёт». При пересыпании, как в замедленной пленке дети следили за перемещением частиц песка, что несло релаксационное воздействие на их психику.

Знакомства с удивительными свойствами кинетического песка продолжалось при лепке фигур, как руками, так и с помощью пластмассовых форм. Дети познакомились с таким качеством песка - запоминать форму при внешнем сжатии или уплотнении, но если надавить,  то фигура словно растекается по поверхности.

В последующей работе на занятиях использовались различные формочки для выпечки, и предлагалось детям устроить чаепитие для своих кукол. Во время угощения игрушек дети учились владеть пластмассовыми ножами, разрезая торты и другие изделия на порции. Играя с песком, дети ненавязчиво и непринужденно повторяли математические навыки, такие как, устный счет, знание геометрических фигур, понятия «больше», «меньше»; развивали мелкую моторику рук.

Такое свойства песка, как ощущения «влажного» позволило детям экспериментировать в рисовании на нем и делать отпечатки предметами, штампами, руками. Используя интересные свойства песка рушиться под собственной тяжестью или внешней, устраивались соревнования между детьми, и выявлялся победитель, который строил башню выше всех, и которая дольше   простояла. Соревновательный дух делал занятия не только увлекательными, но и эффективно решал такие задачи как снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, а так же повышение самооценки у ребенка. В совместной работе с кинетическим песком дети проработали свои подавленные негативные эмоции и смогли направить свои эмоции в нужное «русло», развили способность управлять и владеть собой.

Благодаря своим уникальным свойствам заданная форма из песка сохраняется длительное время, что позволяло детям лепить и обыгрывать воображаемые образы. Для моделирования сказок, рассказов использовались миниатюрные игрушки людей, животных, растений, транспорт, камешки, ракушки. Игровой материал расширил диапазон творческого самовыражения детей, а так же поспособствовал спонтанному отражению внутренних конфликтов.

Создавая и разрушая созданный мир из песка, дети чувствовали себя творцами. Играя с песком в воображаемом сказочном мире, ребенок изменял сюжет, события, взаимоотношения и получал бесценный опыт символического разрешения личностной жизненной ситуации. Получая конечный продукт своей деятельности, у детей возникало чувство удовлетворения, т. к. проявлялись его скрытые умения, а это в свою очередь вызывало ощущение собственной личностной ценности, и повышало самооценку.

Групповая форма работы позволила детям отреагировать свои эмоциональные проблемы в общении со сверстниками, позволила удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научила учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Индивидуальная работа эффективно решила такие задачи как снятие эмоционального внутреннего напряжения, коррекция страхов, а также вызвало у ребенка эмоционально позитивное состояние, чувство удовольствия, радости и раскрепощения.

После проведения цикла занятий с февраля по апрель 2016 года было проведено повторное  обследование детей старшего дошкольного возраста, выявилось снижение количества детей имеющих нарушения  в эмоциональной сфере с 85% до 30%.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая нами песочная терапия явилась эффективным способом психологической помощи детям имеющие проблемы в эмоционально - волевой сфере. Занятия проходили в свободной форме, и детьми деятельность воспринималась, как приятное и интересное времяпрепровождение. Контакт детей с кинетическим песком дал прекрасную возможность раскрыть и реализовать весь их творческий потенциал, а так же разрешить внутреннее напряжение и гармонизировать общее состояние.