Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечающий новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В соответствии с ФГОС детский сад обязан: обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является совместная игра.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ продолжается работа в детско – родительском клубе «Семеечка», целью которого является создание единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, используя метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы взаимодействия с родителями детей, достойное место среди которых могут занять квесты.
Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Популярным развлечением для современных детей становится игра-квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных сказочных или мультипликационных героев. Продумываются материалы для заданий.
В нашей группе «Звездочка» прошло одно из самых ярких и запоминающихся мероприятий, проводимое в рамках работы клуба «Семеечка» - «Путешествие в парк развлечений». Для каждой группы были разработаны увлекательные маршруты, проходя по которым узнавали мелодии, составляли пословицы, проходили препятствия, искали подсказки и самостоятельно прокладывали путь к парку развлечений, где их ждал главный приз. Участие в квест-играх под названием «Путешествие в парк развлечений», «Загляни в мои глаза, там живет лишь доброта», «Уроки чистоты» дало возможность людям старшего поколения испытать забытое чувство игры, азарта. Игра закончилась, а дети не могли сдержать эмоций! Радость, восторг, гордость, здоровый азарт – все это было на их лицах. Такие же чувства испытывали организаторы, родители и гости праздника.
Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря клубу, родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Я стремлюсь, чтобы ребенок – педагог – родитель стали друзьями, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка, любят таким, какой он есть. Я глубоко убеждена, что так и надо работать с семьей в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателей. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Образовательная деятельность в формате квеста замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Итак, проведенные мероприятия показали, что при использовании нетрадиционных форм родители раскрепощаются, получая новые знания. Нетрадиционные формы работы – это эффективный способ обогащать и пополнять знания родителей в воспитании детей.
Все темы мероприятий, приведенные в таблице, носят характер практического содержания
Таблица 1
План мероприятий
Тема |
Цель |
Планируемый результат |
Квест к дню пожилого человека на тему: «Нам года - не беда»
|
Цель: Создание условий для полноценного общения людей старшего поколения и детей. |
Осознание ценности общения с детьми, получения чувства радости от заботы детей, через участие в совместных играх. |
Квест к дню Матери на тему: "Загляни в мои глаза, там живет, лишь, доброта" |
Цель: Создание условий для полноценного общения мам и детей. |
Осознание ценности эмоционального общения с детьми, через участие в совместных играх. |