Полный текст статьи
Печать

В настоящее время, в мире современном, процесс социализации личности дошкольника стал очень актуален. С самого своего рождения ребенок становится частью социума, т.к. любая его потребность осуществляется при участии другого человека.

Социализация – это процесс, при котором ребёнок знакомится с традициями, ценностями, культурой общества, в котором ему предстоит развиваться и жить через общение со сверстниками и взрослыми. По мнениию Л.С. Выготского присвоение отдельно взятым индивидом общественного опыта, всей культуры общества и есть процесс социализации. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и интересы собеседников, перенимает конкретные нормы поведения.  Чтобы подготовить ребенка к полноценной жизни в современном обществе необходимо всестороннее включать его в процесс адаптации к новым для него условиям приобретения социального опыта.

Процесс социализации охватывает все виды детской деятельности. В игровой деятельности более подробно хотелось бы остановиться на играх сюжетно-ролевых. В них ребенок может пофантазировать, проявить себя творчески, окунуться во взрослую жизнь, получив при этом общественный и социальный опыт, который пригодится ему в будущем. Игра может помочь окунуться в предстоящую действительность, особенно это важно для детей, не посещающих детский сад. К примеру, игра в школу. Конечно,  к старшему дошкольному возрасту ребенок уже слышал и знает о школе из рассказов старших товарищей или книгам, но лучше, если с ребенком поиграть в такую игру, где для начала он будет «учеником», а взрослый «учителем». После чего ребенок сам начнет проигрывать различные ситуации, но уже в роли «учителя», а «учениками» станут куклы [3].

Одной из любимых сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада является игра «Кафе». Дети сами придумали в нее поиграть, после того как в группе появился уголок уединения. Самостоятельно организовали пространство для игры, с помощью воспитателя составили меню. А стать официантами проявляют инициативу как мальчики, так и девочки, с удовольствием принимают заказы, накрывают стол, интересуются у гостей понравилось ли.

Не теряет популярности и игра в «Спасатели». Сюжеты игры очень разнообразны от тушения пожара, до спасения кота с дерева. Дети распределяют роли самостоятельно, здесь главную роль берут на себя мальчики. Они решают кого и от чего будут спасть, в какой ситуации окажутся герои, кто будет оказывать первую помощь и здесь появляется игра в «Больницу».

Кто построит новый дом, когда тот сгорел или может быть кто-то лишился жилья по другой причине и мы видим работу «Строителей». Это может быть и избушка для  зайчика, которого выгнала лисичка из лубяного домика, жилище для трех поросят. Так же стоит обратить внимание на выбор материала. Он должен осуществляться непосредственно самими детьми. Это может быть бумага, пластилин, различные виды конструкторов и даже мебель.

Все эти сюжеты погружают ребенка в окружающий его социальный мир. Не говоря о такой игре как «Дочки-матери», которая дает детям понять о нормах и культуре поведения в семье, «Детский сад» - которая покажет, как вести себя со сверстниками, расскажет о режиме дня и пользе его соблюдения, и многое другое.

Если брать познавательный вид деятельности, то конечно это знакомство с новыми для него социальными статусами, введение его в новую для него среду. Для каждого конкретного образовательного момента необходимо какое –либо событие, которое вызовет интерес у дошкольника. Событие должно иметь общественную направленность, как например встреча Нового года в родном селе, принесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, что вызовет у детей интерес и исследовательскую активность [2]. Одним из методов социализации дошкольников через познавательную деятельность является проведение экскурсий различной направленности.

С начала учебного года мы началось знакомство детей с ролью пешеходов: как правильно и безопасно передвигаться по улице, кого можно встретить на своем пути, что делать в различных проблемных ситуациях. В детском саду в рамках тематической недели по ПДД дети подготовительной к школе группы знакомились с детьми всего детского сада, приветствовали новичков, а заодно знакомили младших дошкольников с правилами безопасности на дороге. В качестве зрителей посетили школьную линейку, узнали, что вообще означает эта загадочная «линейка.

В статусе гостей отправились в библиотеку местного Слободского дома культуры, ознакомились с ее работниками и теперь дети знают, что их ждут в стенах библиотеки, на будущий год уже в роли читателей. Ходили на экскурсии в музеи Хреновского конного завода и Хреновского лесного колледжа имени Г. Ф. Морозова, знакомились с культурой родного края.

В театрализованной деятельности процесс социализации как нигде очень ярко проявляется. Дети знакомятся со сказкой, символически переживают её, могут выразить свое отношение к героям и их поступкам, а взрослый получает обратную связь через общение, насколько впечатлили детей различные моменты из проигранной истории [4].  Сюжет каждой сказки основан на жизненных ситуациях, которые актуальны и сегодня, они могут научить ребенка тому как вести себя в жизни. Один из личных примеров — это театрализованное представление на праздник, посвященный Дню Матери, по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Она учит нас доброжелательному отношению в семье, тому что помогать близкому очень ценно, а так же безопасному поведению в стенах дома, когда ребенок остается один.

 По нашему мнению, социализация дошкольника будет иметь положительную динамику если будут созданы благоприятные условия гармоничного развития ребёнка в процессе приобщения его к социокультурному опыту через поддержку детской инициативы. Мы стараемся сформировать в наших воспитанниках любознательность и уверенность в себе. Уверенный, любознательный, инициативный и самостоятельный ребенок – это та цель к которой мы стремимся.