Полный текст статьи
Печать
                                                                                      Здоровье – это не всё,
                                                                                      но всё без здоровья – это ничто.
                                                                                                                              Сократ

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. На фоне сложных экономических, социальных, экологических условий нашего времени проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся стоит особенно остро. Современные дети часто имеют серьёзные отклонения в состоянии здоровья: наследственные и хронические заболевания; заболевания, приобретённые вследствие неблагоприятной экологии, неправильного питания, недостаточного внимания со стороны родителей. Возникновению заболеваний также способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.         

Проанализировав листы здоровья в классных журналах 1 – 2 классов нашей школы, можно обнаружить следующее: из 100 обучающихся первых классов первая группа здоровья – у двух детей, вторая – у 74, третья – у 24; из 102 обучающихся вторых классов первая группа здоровья – у двух, вторая  - у 69 человек, третья группа здоровья – у 30 человек; один ребёнок – инвалид обучается на дому. Простудными заболеваниями в текущем учебном году переболели в первых классах – 41% обучающихся, во вторых классах – 48%, причём многие неоднократно. Думается, что в других школах города и региона ситуация не лучше.

 Не удивительно, что идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является одной из основных задач Федеральных государственных образовательных стандартов, Основной образовательной программы начального общего образования.

 В начальной школе мы должны сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о здоровом питании; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющий сохранять и укреплять здоровье и т.д. Поэтому здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, предполагают не только обеспечение оптимальных гигиенических условий образовательного процесса, но и оптимальную организацию учебного процесса и физической активности школьников.

Психолого-педагогические технологии  здоровьесбережения.

Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

 Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Оптимальная организация учебного процесса в рамках здоровьесберегающей технологии означает прежде всего:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-  привитие ему знаний об умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;
-  отсутствие чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;    

-  обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. 

Из этих требований и должен исходить педагог, планируя каждый урок в начальной школе.

 Я постаралась найти на уроке время и место для различных упражнений, которые не только обучают детей предмету, но и попутно тренируют память, помогают сконцентрировать внимание, снять стресс, нервное напряжение, создать комфортную атмосферу, помогают детям научиться быстрее писать, правильно дышать при чтении и говорении, способствуют профилактике простудных заболеваний, освобождают от головной боли, способствуют сохранению зрения и осанки.

На уроках английского языка мы поём,  рисуем, загадываем и отгадываем загадки, разучиваем готовые стишки  и сочиняем свои; сочиняем и рассказываем сказки. Обязательно проводим физминутки, а иногда и по 2-3 за урок.   Они способствуют отдыху, релаксации, переключению внимания, поднятию настроения. Физминутки могут быть танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные (когда дети изображают различных животных), двигательно-речевые (дети читают вместе небольшие стишки, одновременно производя соответствующие действия, как бы инсценируя их).

Практика показала, что на уроках английского языка в начальной школе полезно применять элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских  наук Базарного В.Ф.. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение». Когда позволяет учебный материал (а в младших классах он почти всегда позволяет), дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые 10 - 15 минут. При обучении чтению на конечном этапе  использую шаговый логоритм в режиме дальнего зрения с целью повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции детей. Происходит это так: на школьной доске закрепляется лист бумаги, на котором крупными буквами написан текст посильного стихотворения. Ребёнок становится на максимальное расстояние от доски. Глядя на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг. Такой несложный приём позволяет развивать чувство пространства и времени, а главное, даёт возможность детям гордиться выполненным заданием. Хорошо, если основной учитель класса тоже использует в работе элементы методики этого автора.

При введении лексики использую простое, но достаточно эффективное  для сосудов головного мозга и верхнего отдела позвоночника упражнение. Ознакомив ребят  с новой лексикой, провожу следующую рефлексию. На доске  закреплены картинки, я показываю на одну из них и называю, что изображено на картинке. Иногда правильно – а иногда  намеренно  неправильно. Если назвала правильно – молча, но энергично кивают (таково условие), если неправильно – энергично поводят головой из стороны в сторону  тоже молча. Иногда «ошибаюсь», называя одно и то же слово много раз, и тогда в классе становится очень весело, а значит, комфортно. Я же, как учитель, в данном упражнении могу проследить, кто запомнил слова, а кто – нет.  

Можно провести рефлексию и по-другому – с пользой для глаз. Те же картинки располагаю по всей доске и даже за пределами. Команда простая.  “Look at a cake!” “Look at an apple!”  “Look at an orange!” Главное, чтобы эти картинки располагались как можно дальше друг от друга. 

Обязательно играем. Игра обучает и при этом она ещё и неутомительна, увлекательна; игра вызывает положительные эмоции,  а значит, сохраняет психологическое здоровье детей.  Игры могут быть разные –  подготовительные и творческие;  нужны и полезны  и те и другие, каждая в своё время и на своём месте в  пространстве урока.

Несёт в себе элементы игры и  пальчиковая гимнастика.  Пальчиковую гимнастику рекомендуют делать не только после длинных письменных упражнений, чтобы руки отдохнули. На пальчиках много активных точек, которые необходимо массировать.  И если делать это регулярно – дети начинают лучше и быстрее писать, у них улучшается координация движений, тренируется память,  если  отчего-то разволновались - быстрее успокаиваются.

В английском фольклоре каждый пальчик имеет собственное имя. Одновременно это имя является характеристикой пальца, определяющей его возможности.Есть:  Peter  Рointer(указательный) , Tobby Tall( Длинный Тобби),  Ruby Ring ( Руби с кольцом), Baby Small (Малютка – мизинчик) и, наконец, Tommy Thumb (Большой Томми – большой палец – «Сам»).

Во многих английских пальчиковых играх  пальцы по очереди выкликаются по именам. Задача этих игр - заставить каждый палец двигаться отдельно от других, что довольно сложно (попробуйте, например, отдельно от других пошевелить безымянным пальцем). Мы делаем это так:  выкликаем указательный палец:

Рeter-Pointer, Peter – Pointer

Where are you? Where are you?

Here I am, here I am                      -   появляется из кулачка

How do you do?                            -   кланяется.

Peter – Pointer, Peter – Pointer, dance, dance!

Peter – Pointer, Peter – Pointer, dance, dance!

Движения каждого пальца по отдельности могут чередоваться с движениями всех пальцев (произвольно, а главное, активно)

Dance the merry men around,

Dance the merry men around!         - танцуют все пальчики

 

Tommy Thumb can dance alone

Tommy Thumb can dance alone!      - все – в кулачок, большой палец   

                                                             сгибается,                          

                                                             наклоняется вправо – влево.

Так можно несколько раз   сначала на правой руке,  потом на левой, потом на обеих вместе.

Использую я на своих уроках и элементы дыхательной и звуковой гимнастики по методу Стрельниковой А.Н.. Оказывается, произносить звуки очень полезно  не только в смысле коммуникации, но и в смысле здоровья. Это своеобразная зарядка нервной системы, позволяющая сбросить напряжение, она к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, головной боли. В качестве примера можно привести звуки [Λ] и [a:]. Произнесение данных звуков стимулирует  работу лёгких, трахеи, гортани. Произнесение звука [m] вызывает вибрацию голосовых связок, которая передаётся  на трахею, бронхи, лёгкие, что способствует расслаблению спазмированных бронхов. А ещё произнесение этого звука положительно влияет на сосуды головного мозга, даёт ощущение покоя, улучшает память. Произнесение [i:] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Полезнее всего при бронхите звуки  [p],[t],[k], [f], чуть меньше полезно произнесение их звонких пар: [b], [d], [g],[v].  Звук [ы] положительно влияет на общий тонус  организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика  развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Упражнения дыхательной гимнастики хорошо включать в физминутку и в фонетическую зарядку. В УМК М.З.Биболетовой, по которому я работаю, конечно, есть готовые специальные стишки, рифмовки, скороговорки для оттачивания произношения. Но занимательнее всего оказываются маленькие истории, которые мы с ребятами сочиняем вместе, включая элементы дыхательной гимнастики, о героях учебника – человечках и зверятах. Дети любят этих героев и с удовольствием помогают мне рассказывать  истории. Например:  Лисичка Bess выглянула в окно. Светило яркое солнышко, лисичка порадовалась: [а:] - [а:] - [а:]! Пошла на прогулку. Вот пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок: [v] – [v] – [v]. Ветер усиливается [f] – [f] – [f]. Бежит, пофыркивая, ёжик: [f] – [v] – [f] – [v]. Наверное, будет дождик. Заспешила лисичка домой, прибежала – запыхалась: [uf] – [uf] – [uf].  А тут и дождик застучал: [p] – [p] – [p].  Гром прогремел: [r] – [r] – [r] – [r]!

Число видов учебной деятельности, используемых учителем  (опрос обучающихся, выполнение письменных упражнений, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, и т. д.) должно быть 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем, необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее трёх за урок.

И, конечно, обязательно на уроках мы с ребятами беседуем о том, что хорошо и что плохо, что здорово, а что  нет.  Кроме того, и во втором, и в третьем, и в четвёртом классах есть специальные темы: «Спорт», «Еда», «Погода», «Одежда», «Режим дня», в рамках которых обязательно обсуждаются вопросы здоровьесбережения.

Известно, что дети воспринимают как норму то, что видят вокруг себя. Значит, для того, чтобы они воспринимали как норму здоровье физическое и психологическое, школьная среда тоже должна быть здоровой и каждый урок должен быть направлен на здоровьесбережение. Надеюсь, что мои уроки в начальной школе сыграют положительную роль в будущем детей. В настоящем же у меня нет проблем с дисциплиной на уроке – ребятам весело и интересно учиться.