Новые стандарты образования подчёркивают важность компетентностного подхода, проектирования, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности. Сегодня хорошим уроком можно назвать тот, на котором интересно, создана доброжелательная атмосфера и который даёт ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.
Представляется обоснованным планировать занятие с помощью блочной структуры. Приведённая схема показывает соотношение шести ключевых блоков урока1 (Таблица 1).
Таблица 1.
Соотношение шести ключевых блоков урока.
Перечислим особенности блочного подхода к планированию занятия2 в представленном варианте: не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения; выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока; четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией); выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.
Раскроем особенности на практике. Начнём с организационного блока. Урок начинается с работы с тезаурусом предыдущей темы. На слайде высвечиваются понятия, а обучающиеся дают им определение. Далее следуют слайды с практическими заданиями, где для ответа необходимо воспользоваться знаниями из обществоведческого курса предыдущей темы и высказать личное мнение. Озвучивание темы урока – это плавный переход от заданий и задач к вводным вопросам. Предварительно составляется беседа по вопросам, которые станут ключевыми при рассмотрении новой темы. Ответы на поставленные вопросы, как правило, обучающиеся формулируют на базе субъективного опыта и тех знаний, что получены ими ранее. Используются различные источники информации, проблемные задания, где обучающимся необходимо высказать свою точку зрения. Как правило, она спорная, поэтому обозначается проблематика новой темы.
Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением, озвучиванием ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):
«Запомните свои ответы. А в конце занятия, мы попробуем разобраться, кто же был прав...» «В результате, по окончании занятия вы сможете:
– дать определение понятиям;
– структурировать информацию в виде таблицы;
– высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения».
При формулировании ожидаемых результатов существует несколько ключевых особенностей: формулировки максимально конкретны и проверяемы (в идеальном случае даже указываются количественные параметры); они связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций по определённым вопросам (фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС).
Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности»3. Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.
Определим общие требования к мотивации на уроке общественных дисциплин: направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; возможность высказывать разные точки зрения; связь с изучаемой темой или определёнными вопросами; необычность формы или манеры подачи материала; доступность для понимания (простота языка и способа изложения); проблемность или дискуссионность. Использование в системе опережающих заданий для обучающихся с высоким темпом продвижения задает ориентиры мотивам деятельности на уроке для всех остальных.
Информационный и аналитический блоки в достаточной мере известны и понятны учителю. Это сообщение информации в форме лекции, работа с документом или текстом учебника, анализ статистических данных, изучение сайтов. В условиях информационного общества нецелесообразно пытаться излагать новый материал исключительно путём лекций, но и полностью отказываться от них неправильно. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы. Подача материала в форме эвристической беседы, с проблемными заданиями по выданному блоку материала - очень удачный формат информационного блока. Современные УМК содержат множество заданий продвинутого уровня, которые необходимо использовать в системе. Важным становится умение отбора, отделения важного от второстепенного, объективного от субъективного, достоверного от сомнительного, правдивого от ложного, точного от размытого, общепризнанного от спорного, аксиом от гипотез. Ограничение информационного потока при решении конкретной задачи является важнейшей и актуальной проблемой современного человека.
Обратим внимание на важность умения ориентироваться в каждом элементе цепочки работы с информацией: определение запроса (понимание потребности в информации) - определение и отбор источников (с учётом временных и других ресурсов) - поиск информации (в разных источниках) - выделение информации (ограничение объёма информационного потока с учётом поставленных целей и задач, ожидаемых результатов) - структурирование информации в разные форматы (в виде текстов, схем, таблиц, тезисов, диаграмм и т.п.) - формулирование выводов.
Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, но и создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).
Новый образовательный стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В частности, в разделе I.5 подчёркивается, что «в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся»4.
На уроках в системе используется проектная деятельность. Учебные проекты включены в информационный и аналитический блок в виде закрепления материала (например, мини-проект «Портрет свободного человека» в рамках изучения темы «Свобода и ответственность»). А также работа над учебным проектом завершает изучение целой Главы (например, в завершении изучения Главы «Политическая сфера жизни общества» проект «Мои политические права»; «Экономическая сфера» - проект «Грамотный покупатель» и т.п.).
Реализация учебного проекта может иметь самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых теорий, понятий, документов и т. д.), воспитательный (формирование гражданской культуры, преодоление правового нигилизма, развитие социальной активности молодёжи), социальный (улучшение здоровья, формирование толерантности). Все они должны учитываться в ходе оценочной стадии.
Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. А ведь она является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, рождаются знания об удачных способах действий. Завершая работу на уроке, важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным? Одним из главных показателей рефлексии может стать рассуждение о практическом применении в дальнейшем знаний и умений, полученных или отработанных на уроке.
В качестве оценочного блока используется система накопительной оценки, вернее сказать, самооценки. Оценка не сводится к выставлению отметок, как нередко думают. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему.
Обозначим ключевые положения: оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает); оценка не должна умалять достоинство человека; следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.); оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у обучающихся.
Если это урок – то обучающийся проводит совместно с учителем самоанализ своей деятельности.
В представленном мною варианте системы преподавания по окончании раздела (главы) оценочный блок содержит следующие элементы. Первоначально обучающийся сдает глоссарный зачет по теме. Он находится в открытом доступе (на сайте учителя) и обучающемуся заранее сообщается, когда он будет проходить. Глоссарный зачет сдается с использованием программы My Test. Второй этап - защита проекта и его оценивание. Тема учебного проекта, завершающего изучение главы, также озвучивается заранее. И заключительный аспект – написание контрольной работы. В качестве заданий используются контрольно-измерительные материалы. Озвучивание заданий и дат зачетов формирует у обучающихся умение планировать и организовывать свою деятельность.
Выделенные блоки (организационный, мотивационный, информационный, аналитический, оценочный, рефлексивный) являются звеньями целостной системы образования (обучения и воспитания). Отсутствие каждого из них разрывает единство и создаёт серьёзные провалы.
Подводя итог, хотелось бы обозначить основные принципы преподавания общественных дисциплин. Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного занятия. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Подготовка к ЕГЭ не означает «натаскивание» на решение тестов. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности, информированности, развития у школьников мотивации к познанию, рефлексивности (осознанности в учебной деятельности), максимального использования потенциала межпредметных связей, дифференцированности подходов к преподаванию (ориентации на особенности конкретных учащихся).
При этом общественные дисциплины имеют ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение урока. В содержании они имеют высокий потенциал межпредметных связей (в первую очередь, в рамках предметов гуманитарного цикла), в значительной степени опираются на социальную практику и жизненный опыт учащихся (имеют более широкий потенциал для рассмотрения ситуаций повседневной жизни, актуальных для учащихся). В отличие от многих точных наук, в общественных дисциплинах возрастает значимость высказывания собственной точки зрения, отстаивания своей позиции, понимания относительности истины. Поэтому их преподавание подразумевает дискуссии и обсуждения, отказ от морализаторства, проблемность, индивидуальность позиции и свободу выбора. При этом усиливается мировоззренческая направленность и акцентирование внимания на ценностные ориентиры. Общественные науки в наибольшей степени определяют направленность социальных и гражданских ориентиров личности, а значит, определяют будущее всего общества. Атмосфера и организация урока, комфортная обстановка и уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу не менее важны, чем содержание программ, учебников и требования ЕГЭ. Заставить учиться нельзя — можно только создать обстановку, в которой учёба становится интересным делом, открывающим пространство для самореализации и свободы.